Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Пильвитс
(Пильвитис, Пильвитус)
- в прусской мифологии божество богатства, избытка. По «Судавской книжечке» (1563 год) и «Хронике» Бреткунаса (конец 16 века), Пильвитс делает богатым и «заполняет сараи»; отождествляется с римскими Плутосом и Церерой. В зависимости от того, какую форму имени Пильвитс считать первичной, определяются два круга ассоциаций: с литовским pilvas, «живот», прусским *pilv(а)s, или с литовским pilnas, «полный» (pilti, «наливать, насыпать», в частности, зерно), латышским pilns, прусским pilnan. Входит в тетраду богов, связанных с природно-хозяйственными функциями, наряду с Пушкайтсом, Пергрубрюсом и Аушаутсом, которому противопоставлен как бог материального благополучия богу здоровья. Отнесён М.Преториусом (16 век) к «рабочим божествам» и не всегда чётко отграничивался от других подобных божеств, например от Жеминеле, обеспечивающей плодородие земли. В последний период существования прусской мифологии (во всяком случае, в «кабинетных» опытах Г.Ф.Стендера и Я.Ланге, конец 18 века) Пильвитс дал начало двум божествам — Пильнитису, связанному с избытком, богатством (сравнивается с греческим Плутосом), и Пельвиксу (Pelwihks), богу вод и топей (сравнивается с римским Портуном); для сравнения латышское peldet, «плавать». Никаких следов Пильвитса как мифологического персонажа в народных верованиях не обнаружено. Мифологический словарь. |
|