Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Нга
- в самодийской мифологии божество. ____ 1) В мифологии энцев (в зафиксированном Б.О.Долгих варианте пантеона, близком нганасанскому) и нганасан (нгуо, нго) общее название божеств, принадлежащих высшему уровню пантеона. У энцев к нга относятся живущий в небесном мире Тено-нга («умный бог», его другое имя — Оне-нга, «настоящий бог»), старуха — покровительница рождений и женщин Дя-меню'о («земли старуха»), покровитель оленеводства Ирео-понеде («ведающий богатством — стадом»), верховный покровитель энцев и охотничьего промысла Дюба-нга («сирота-бог»), главное злое божество Тодоте, подземные божества Сураба-нга («дьяволы льда»), повелитель северного ветра («бог севера») Уму-нга, живущий в лесу бог юга Педу-нга, обитающий на юге Кео-нга («бог грома») и др. Некоторые персонажи энецкого пантеона имеют соответствия у нганасан: Дёйба-нгуо, «сирота бог» (демиург, покровитель нганасан), Сырада-нгуо, «дьяволы льда», Кодюо-нгуо, «бог грома». Нганасаны почитали также обитающего на седьмом ярусе неба создателя вселенной Ньылытыа-нгуо, его жену Нгуо-ням [«неба мать» (?)], доброжелательного к людям хозяина земли Бойкуо-нгуо («старик-бог»), бога зла Фанниду, с раскрытой пастью караулящего под землёй умирающих; ведающего переселением душ из умерших в новорождённых Бон-дуптуо-нгуо; хозяина растительности Тоттыадуо, одинокого старика, питающегося землёй и остатками пролитой на землю пищи; хозяев огня супругов Хюде Хуонка и Дяли Хэлла; Быда-нгуо («бога воды»), покровителя семьи и жилища Туй-нгуо («бога огня») и др. ____ 2) В описанном Е.Д.Прокофьевой варианте энецкого пантеона, сформировавшемся, очевидно, позднее, под влиянием культурно-языковых контактов с ненцами, нга - верховное божество-демиург, живущее на седьмом ярусе неба. Отождествляется с Нумом ненцев и селькупов (возможно, предпосылкой этого явилась общность нарицательных значений слов «нум» и «нга»; «небо», «погода»). По некоторым данным, его жена — старуха-покровительница Дя-меню'о, старшие сыновья — Тодоте, Минлей, младшие — духи-покровители каха. ____ 3) Нга в мифологии ненцев — главное злое божество, противостоящее Нуму, олицетворение злого начала. Происхождение его образа относится, видимо, к эпохе прасамодийской общности (для сравнения его соответствия: селькупский Кызы, энецкий Тодоте, нганасанский Фаннида). В некоторых мифах Нга — сын или свояк Нума, местопребывание нга — подземный мир. Через своих слуг, злых духов нгылека, нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умирающих. В некоторых космогонических мифах Нга наряду с Нумом как демиург участвует в сотворении и упорядочении мира, причём может играть как негативную роль (крадёт у Нума зачаток земли — ком глины, делает человека смертным), так и созидательную (придаёт земле устойчивость, подложив под неё кита, а сверху водрузив гигантский камень — Уральские горы). ____ В другом мифе Нга создаёт Уральские горы, превратив в каменные глыбы аргиш (олений обоз), который вела дочь Нума (передовой олень — это священная для ненцев гора Минисей). ____ Многие мифы отражают противоборство Нги и Нума: о грозе как поединке двух божеств, о борьбе Нги и Нума за обладание солнцем и луной, унесёнными Нгой в подземное царство, и т.д. Известен миф, в котором Нга просит Нума выделить ему столько места для жилья, сколько займёт кончик палки. Нум соглашается, но хитрый Нга протыкает палкой поверхность земли и завладевает всем нижним миром. Антагонизм Нги и Нума проявлялся также в ритуалах жертвоприношений. Мифологический словарь. |
|