Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Диевас
(Диевс, Диев, Дейвс)
(литовское dievas, латышское dievs, прусское deivs)
- в балтийской мифологии обозначение божества и вместе с тем главного из богов. Иногда этот главный бог имеет и другие названия, например прусский Окопирмс, «самый» первый», латышский Debestevs или Debess tevs, «отец неба», и другие. Диевас стоит над всеми богами, но обычно он пассивен и непосредственно не влияет на судьбы людей. У Диеваса есть помощники и дети. Нередко его помощником оказывается громовержец Перкунас, впрочем, часто Перкунас смешивается с Диевасом и выступает в его качестве. У бога есть сыновья (литовское Dieyo suneliai, латышское Dieva deli, наряду с Perkona deli, «сыновья Перкона»), с которыми связан целый комплекс, архаических представлений, восходящий к индоевропейскому культу божественных близнецов. В латышских народных песнях сохранились фрагменты мотивов и символы, связывающие детей Диеваса с обожествляемыми близнецами других традиций, древнегреческими Диоскурами, древнеиндийскими Ашвинами: сыновья бога влюблены в дочь бога (литовская Saules dukte, латышская Saules meita, «дочь солнца», отсюда и эстонская Сальме); ожидая её, они зажигают два огня на море, катают дочь солнца по морю в яблоневой лодке, по суше едут к её дому на двух конях. Этот мотив связан с мифом о «небесной свадьбе», в котором сам Диевас персонифицирует сияющее небо: это подтверждается и этимологией имени (для сравнения: древнеиндийский дева, древнеиранские дэвы, латинский deus, русский Див и др.). Диевас чаще всего оказывается вне сюжетов, если не считать мотива супружества Диеваса и Дейве, в других вариантах мифа — Сауле (Солнца) или дочери Сауле. Мифологический словарь. |
|