Волхвы (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Волхвы
(цари-волхвы, маги)

- в восточных христианских преданиях мудрецы-звездочеты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу. Евангельское каноническое повествование (только Евангелие от Матфея 2, 1-12) не называет ни их числа, ни имен, ни этнической принадлежности, но ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. По явлению чудесной звезды они узнают, что родился "царь иудеев", мессия, и приходят в Иерусалим, где простосердечно просят Ирода, царя иудейского, помочь им в поисках младенца. Запрошенные Иродом книжники сообщают, что по древним пророчествам мессия должен родиться в Вифлееме; Ирод отправляет туда волхвов, решив использовать их, чтобы выведать имя своего родившегося соперника. Звезда, к радости волхвов останавливается над тем местом, где находится младенец-Христос; они совершают перед младенцем обряд "проскинезы" (повергаются ниц, как перед восточным монархом) и приносят ему в дар золото, ладан и благовонную смолу - мирру. Вещий сон запрещает им возвращаться к Ироду, и они направляются к себе на родину.
___ Церковные и апокрифические предания добавляют подробности. Уже Ориген (2-3 века) исходит из того, что число волхвов соответствовало числу их даров, то есть было равно трем, и это становится общепринятой версией. Такое число соотносилось с тремя лицами троицы, тремя возрастами человека, а также с представлением о тройственном делении человеческого рода; по другой версии, получившей хождение в сирийской и армянской традиции, число волхвов - 12 (в связи с символикой чисел в мифологии для сранения также Двенадцать апостолов). Родиной волхвов в раннехристианской литературе уже со 2 века (Юстин) нередко называют Аравийский полуостров, тем самым связывая их как с богатой традиционно-мифологической топикой "Счастливой Аравии", так и с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому царю Израиля: "цари Аравии и Сабы принесут дары... и будут давать ему от золота Аравии" (Ветхий завет, Исход 71/72 10 и 15); "и придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию... все они из Сабы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу господа" (Ветхий завет, Исход 60, 3 и 6; оба текста упоминают как "свет", соотносимый с образом звезды волхвов, так и дары - золото и ладан; из изложения этих пророчеств о приходе "царей" на социальную реальность восточных теократий, где главы жреческой иерархии обычно были местными градоправителями и царьками, возникло представление о "царском" сане волхвов, впоследствие общепринятое). Некоторые особенности аравийских мифов и культов, включавших представление о рождении бога от девы-камня (например, Душара), побуждали христиан предполагать у жрецов и "мудрецов" Аравии особое предчувствие тайны рождества. Однако еще чаще за родину волхвов принимали персидско-месопотамский ареал (у Климента Александрийского на рубеже 2 и 3 веков и позднее); само слово "маги" исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии, но в быту применялось для обозначения месопотамсих ("халдейских") астрологов; в реальности первых веков н.э. грань между обоими смыслами практически стерлась. Характерно, что раннехристианское искусство изображало ветхозаветных персонажей, оказавшихся в Вавилоне, то есть Даниила и трех отроков, одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия), и тот же наряд неизменно дается волхвам. Персидский царь Хосров II Парвиз (7 век н.э.), уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображенных на ней волхвов. Через Месопотамию волхвы связывались с воспоминаниями о Валааме и Данииле, которые проповедовали месопотамским язычникам приход мессииВалаам говорил о мистической "звезде от Иакова"); через Персию - с культом Митры (описанный выше костюм волхвов совпадает с костюмом жрецов митраизма). Представление о персидском происхождении волхвов дольше всего держались в византийской иконографии; на Западе они были утрачены, волхвы либо не имели этнических характеристик, либо неопределенно соотносились с арабским или даже византийским Востоком. С наступлением эпохи Великих географических открытий и активизацией миссионерской деятельности в "экзотических" странах волхвы становятся олицетворением человеческих рас - белой, желтой и черной, или трех частей света - Европы, Азии, Африки; эта идея, возможная только для нового времени, все же связана с исконным взглядом на волхвов как представителей всего языческого человечества, а также с еще более древним архетипом тройственного деления рода человеческого. Имена волхвов в раннехристианской литературе варьируются (у Оригена - Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции - Гормизд, Яздегерд, Пероз и др.); на средневековом Западе и затем повсеместно получают распространение имена - Каспар, Бальтазар, Мельхиор. Слагаются легенды о позднейшей жизни волхвов: они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученичество в восточных странах. Их предполагаемые останки были предметом поклонения в Кёльнском соборе.
___ Дары волхвов обычно истолковывались так: ладаном почитают божество, золотом платят подать царю, миррой (которой умащали мертвецов) чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz