Двенадцать сыновей Иакова (Персонажи иудейской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Двенадцать сыновей Иакова

- согласно ветхозаветным преданиям, сыновья библейского патриарха Иакова (Израиля): Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин; шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два - от другой двоюродной сестры, Рахили, остальные - от служанок Лии и Рахили.
___ Иаков, полюбивший Рахиль в 7 лет, отслуживший за нее отцу ее Лавану Арамеянину, получает от него в жены сперва ее старшую сестру Лию, а только потом - Рахиль (за которую должен отслужить еще 7 лет). Видя, что Иаков больше любит Рахиль, чем Лию, Яхве "отверзает утробу" Лии, которая родит Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Рахиль, бывшая неплодной,, просит Иакова дать ей детей; по желанию Рахили ее служанка Валла родит от Иакова сыновей - Дана и Неффалима. После того Лия, переставшая рожать, дает в жены Иакову свою служанку Зелфу, которая родит сыновей - Гада и Асира. Наконец Лия снова получает возможность провести ночь с Иаковом (за мандрагоровые плоды, взятые у нее Рахилью), после чего родит сыновей Иссахара и Завулона, а также дочь Дину. Тогда Яхве вспоминает о Рахили и отверзает ей утробу - родится Иосиф (Ветхий завет, Бытие 29-30). Все эти сыновья рождаются в Месопотамии (Ветхий завет, Бытие 35, 25-27); последний, младший из Двенадцати сыновей Иакова - Вениамин рождается (у Рахили) в Палестине (Ветхий завет, Бытие 35, 16-18).
___ В легенде об Иосифе (Ветхий завет, Бытие 37-50) рассказано, как Иаков с сыновьями переселяются в голодные годы в Египет, к Иосифу, некогда проданному братьями в рабство, но дослужившемуся в Египте до положения высокого чиновника. Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен Израилевых (Ветхий завет, Бытие 49). Исход "сынов Израиля" из Египта библейское предание связывает с именем Моисея; в новых местах их рассеяния за каждым коленом (учитывая, что Иосифа раскололось на две племенные группы, которым начало положили его сыновья Ефрем и Манассия, а левитам не полагалось своей особой территории) была закреплена особая территория (Ветхий завет, Числа 32 и особенно Книга Иисуса Навина 1, 13-17). Согласно традиции, по мнению некоторых исследователей, более поздней), все Двенадцать сыновей Иакова погребены (как и отец их) в Палестине, что отражается и в соответствующих погребальных текстах последующего времени.
___ Повествование о Двенадцати сыновьях Иакова - характерный пример объединения мифологического (или более позднего литературно-эпического) и исторического элементов. Оно содержит в легендарно-мифологической форме отголоски процесса формирования племенных групп израильского народа; племенные названия в истории Передней Азии переведены на персонифицированный язык мифа: "сыновья Иакова (Израиля) понимаются как эпонимы-родоначальники двенадцати колен Израилевых - то есть племен, вошедших затем в племенной союз "Израиль". Реальные исторические черты исследователи усматривают иногда в арамейском происхождении двух жен Иакова (как возможное отражение примеси арамейского этнического элемента в соответствующих группах, входивших в число израильских племен). Само число 12 носит (как и во многих других архаических традициях, особенно ближневосточных) бесспорно сакрально-мифологический характер (о роли символики числа 12 в последующей традиции смотри на странице Двенадцать апостолов). В рассказе о Двенадцати сыновьях Иакова (Израиля), от которых происходят двенадцать колен Израилевых, соединились черты характерного с типологической точки зрения мифологического мотива о происхождении каждой части племени (в том числе у многих народов мира - двенадцати) от своего родоначальника (при допущении братских отношений между всеми родоначальниками). Само сочетание слов "сыны Израиля" построено по образцу древнеближневосточных, типа шумерского "сыновья Лагаша" (то есть "люди Лагаша") и аналогичных древнесемитских. Согласно выводам современных исследователей, из текстологического анализа различных мест Ветхого завета выявляется противопоставление двух связанных между собой групп "сыновей Иакова" (и соответствующих им племен): с одной стороны Рувим, Симеон, Левий, Иуда (четверо из сыновей Лии), с другой - Иосиф и Вениамин (к "дому Иосифа"). На основе тех мест Ветхого завета, которые можно отнести к наиболее древнему периоду, предполагается, что эти шесть сыновей Иакова от двух его жен и составляют древнейшую историческую основу повествования. К числу позднейших (или, во всяком случае, мифопоэтических, не связанных с историческими фактами) добавлений относят мотивы "состязания" обеих жен, введение двух их служанок, рождение Гада и Асира от одной матери (оба эти имени имеют одно и то же первоначальное значение, приблизительно передаваемое как "на счастье!"). Объединение Дана и Неффалима содержит мифопоэтический мотив их рождения от одной матери (Валлы), но могло быть и отражением позднейшего совместного обитания колен Данова и Неффалимова. В известной мере историческую основу может иметь и объединение Иссахара и Завулона. Имена сыновей Иакова, как, по-видимому, и имена и число тех племенных групп, которые с ними связывались, очевидно, первоначально существенно варьировались. В пользу предположения о первоначально меньшем числе подразделений Израиля говорит песнь Деворы (Ветхий завет, Книга судей израилевых 5), которую относят к 12 веку до н.э. (если не ранее), в ней отражены названия лишь 10 (а не 12) племен, причем имена Симеона, Левия, Иуды и, возможно, Гада (хотя этот вопрос не вполне ясен), в ней не названы, а имя Манассия упоминается в иной (возможно, более древней) форме. В то же время Симеон и Левий являются героями мифопоэтического рассказа о дочери Иакова Дине, приурочиваемого (в исторической своей части) к событиям 14 века до н.э. и относящегося к другому географическому региону - Сидхему, где, по мнению ряда современных исследователей, находился древний культовый центр израильских племен. Окончательное формирование тесного союза 12 племен и оформление повествования о Двенадцати сыновьях Иакова могло относится к более позднему времени.

Мифологический словарь.
В.В.Иванов



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz