Троица (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Троица

- в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и духа святого - "животворящего" начала. Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождестенными, не специфично для христианства; это устойчивый мотив самых различных религиозно-мифологических систем (для сравнения: Тримурти - триединство Брахмы, Шивы и Вишну - в индуистской мифологии; многочисленные группировки божеств по 3 или по 9 = 3 x 3 - в египетских мифах и культах; образы 3 мойр, 3 или 9 муз, трехликой Гекаты - в греческой мифологии; "семейные" триады Юпитер - Юнона - Минерва и Церера - Либера - Либер - в римском культе и т.п.). Однако испостаси или лица христианской троицы - не взаимозаменяемые двойники или маски единой безличной стихии, их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличенность личностей, не до конца вычленившихся из родовой бессознательности политеистического божественного коллектива; напротив, они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость есть чисто личное отношение любви. Различие между триадами язычества и троицей христианства - это различие между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом (именно диалог, тихая беседа без слов до конца раскрытых друг другу в жертвенной самоотдаче собеседников - тема "Троицы" Андрея Рублева). Троица в христианстве не есть и последовательность нисходяших ступеней абсолюта, какова философская триада неоплатонизма: все три лица "равночестны". Все они участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). Нередки аналогии с тремя грамматическими лицами (завершение Ты и Я в Он), 3 способностями души (памятью, мыслью и любовью), тройным делением времени (прошедшее, настоящее и будущее). По православной доктрине, 3-я ипостась "исходит" от 1-й, как единственной бытийственной праосновы, по католической от 1-й и 2-й, как реальность соединяющей их любви.
___ Троица долго не была предметом изображения в искусстве: теология настаивала на том, что бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; все прочее - предосудительные фантазии. Однако явление трех ангелов Аврааму, изображенное еще на мозаиках 5-6 веков (Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковываются как явление троицы; так возникает иконографический тип "троицы ветхозаветной", доведенной до совершенства художником Андреем Рублевым.
___ С другой стороны, еще в Византии изображали, сначала робко (не на фреске или на иконе, но на миниатюре)так называемую "троицу новозаветную" - Отца в виде старца, Христа как отрока на его лоне (этот тип специально называется "Отечество") или взрослого мужа, сидящего по правую руку от него, и Духа - над ними обоими в виде голубя, как он явился, согласно Евангелиям, в момент крещения Иисуса Христа. Несмотря на запрещения, эта иконография широко распространилась на русской почве в последние века допетровской культуры. Что касается католического Запада, там изображения седовласого Саваофа и Христа, которые в присутствии реющего голубем Духа участвуют в некоем торжественном акте (например, присутствуют при диспуте теологов на фреске Рафаэля в Станца делла Сеньятура в Ватикане, возлагают венец на голову девы Марии, приемлют в небеса душу того или иного святого или просто являются созерцателю религиозной картины или фрески для поклонения), делаются со времен Ренессанса все более частыми. Еще раньше, с 12 века, в западном искусстве развивается специальный тип изображения троицы, акцентирующий состарадание Отца к мукам воплотившегося Сына: он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладет себе на колени его безжизненное тело и т.п. ("престол милосердия"). Столь важные моменты христианской доктрины, как "единосущие" трех лиц и их равенство, "равночестность", оказываются при этом утраченными (очевидно, например, что Дух в виде голубя не может быть художественно равнозначным двум другим лицам троицы, представленным в человеческом облике); для Рублева, напротив, именно они служили вдохновляющей идеей.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz