Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Содом и Гоморра
- в ветхозаветном предании два города, жители которых погрязли в распутстве и были за это испепелены огнем, посланным с неба. Библия локализует Содом и Гоморру в "долине Сиддим, где ныне море Соленое" (Ветхий завет, Бытие 14, 3) и называет их в числе ханаанских городов пятиградья, отпавших от Элама, а затем потерпевших поражение от царя эламского и его союзников (Ветхий завет, Бытие 10, 19; 14, 2-24). Согласно преданию, "жители Содомские были нечестивы и весьма грешны перед господом" (Ветхий завет, Бытие 13, 13); "греху содомскому" были подвержены также жители Гоморры и окрестных городов, "подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотью" (Новый завет, Послание Иуды 7). "Вопль Содомский и Гоморрский" доносится до бога, который направляет туда ангелов, чтобы убедиться, действительно ли жители обоих городов "поступают так, каков вопль на них", и истребить их, ибо там не находится не только пятидесяти, но даже и десяти праведников, ради которых бог пощадил бы города по заступничеству Авраама (Ветхий завет, Бытие 18, 20-33). Ангелов принимает поселившийся в Содоме племянник Авраама Лот, однако содомляне осаждают его дом, требуя выдать пришельцев, дабы "познать их" (Ветхий завет, Бытие 19, 5; подобная же сцена - Ветхий завет, Книга судей израилевых 19, 22). Ангелы поражают осаждающих дом слепотой, а Лота с семьей выводят из обреченного города. "... И пролил господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от господа с неба" и ниспроверг эти города, их окрестность и всех жителей. Когда Авраам посмотрел в сторону Содома и Гоморры, то увидел, что там лишь дым поднимается с земли (Ветхий завет, Бытие 19, 24-28). В последующей библейской традиции Содом и Гоморра - символ крайней степени греховности, навлекающей на себя божественный гнев (для сравнения: Ветхий завет, Второзаконие 29, 33; Ветхий завет, Книга пророка Иезикииля 16, 49; Новый завет, Послание Иуды 7; Новый завет, Откровение Иоанна Богослова 11, 8). ___ Предание о Содоме и Гоморре имеет, по-видимому, исторически достоверные корни, отразив в памяти народа образ какого-то стихийного бедствия, случившегося в древние времена в районе Мертвого моря. Местность эта, характеризуемая в Библии как некогда ("прежде, нежели истребил господь Содом и Гоморру" - Ветхий завет, Бытие 13, 10) цветущая, еще в библейские времена была затоплена водами Мертвого моря (Ветхий завет, Бытие 14, 3), которое 3-я (2-я) книга Ездры именует "морем Содомским" (Ветхий завет, Книга Ездры 5, 7). Его безжизненные южные берега, хранящие следы вулканической деятельности, изобилуют выходами и месторождениями серы, нефти и газа ("смоляными ямами" - Ветхий завет, Бытие 14, 10), вследствие воспламенения которых могла произойти описываемая в Библии, а также античными авторами (Страбон, "География" XV 2; Иосиф Флавий, "Иудейская война" VI, 8, 4; Тацит, "История" V 7) катастрофа, по косвенным географическим источникам датируемая началом 2-го тысячелетия до н.э. На реальность существования (уже около середины 3-го тысячелетия до н.э.) Гоморры указывают клинописные тексты из открытого недавно архива города Эбла (современный Тель-Мардих). "Содомский грех" (отсюда термин "содомия") трактуется рационалистической критикой как отражение древнеханаанских культовых обрядов в честь местных богов плодородия. Мифологический словарь. |
|