Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Сиф
- в ветхозаветной традиции третий сын Адама и Евы, от которого происходят все народы (Бытие, 4, 25-5). В Библии и послебиблейской иудаистической литературе Сиф появляется только эпизодически, но в гностической и апокрифической литературе занимает значительное место. Книга Бытия (4, 25) содержит народную этимологию имени Сиф от глагола syt, "ставить", "основывать" ("...и назвала его Сиф, ибо [сказала]: положил мне Бог семя другое вместо Авеля, которого убил Каин"). С выражением "семя другое", вероятно, связано имя Аллогенес (греческое "низкородный"), часто применяемое в гностической литературе к Сифу. Комментарий этого выражения ("Она поняла, что это семя из другого места. И кто это? Это царь мессия") попал в "Берешит рабба" 23 из гностической секты, где Сиф обычно рассматривается как мессия. Некотороые из гностических сект называли себя "дети" или "облик Сифа", что соответствует, вероятно, сетианам, о которых сообщают отцы церкви. Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (I 71) сообщает легенду, согласно которой Сиф и его потомки, открывшие науку астрологии, знали от Адама, что человечество будет истреблено дважды: потопом и огнем; поэтому они оставили свое знание написанным на двух стелах: одна из камня, который может пережить потоп, другая - из кирпича, способного выдержать огонь. Представление о трех стелах, контаминированное с неоплатонической концепцией троичности природы бога, лежит, вероятно, в основе названия коптского текста "Три стелы Сифа". Другой коптский текст "Откровение Адама его сыну Сифу", также представляющий собой изложение гностического учения, начинается с рассказа Адама о том, как явившиеся ему трое приказали "проснуться от сна смерти" и послушать об эоне и семени человека, которому принадлежит жизнь и который произойдет от Адама и Евы. В разных апокрифических книгах об Адаме, рассказывается как после убийства Авеля Каином Адам не приближался в течение 130 лет к своей жене. Явившися после этого ангел сообщил ему, что у них с Евой родится сын, который будет иметь многочисленное потомство, которому, однако, не следует смешаться с семенем Каина. Из апокрифической литературы известна история соблазнения сыновей Сифа дочерьми Каина. В апокрифах об Адаме повествуется, как Сиф по просьбе умирающего Адама отправился вместе с Евой в Эдем просить для отца "масла жизни" от "древа милосердия". В армянской книге "Слово Адама Сифу" излагается миф о том, как Сиф, услышав от отца историю "грехопадения", постился 40 дней. Явившийся по завершении поста ангел вручил ему "ветвь радости". Сиф принес ее Адаму, который, прозрев, узнал в ней ветвь от древа познания добра и зла. Другой апокрифический сюжет повествует о том, как оплакивающая Адама Ева призвала Сифа смотреть чудесное видение: вознесение души Адама и ангелов, молящих бога о прощении сотворенного им. Сиф, отвечая на вопросы Евы, растолковывал ей происходящее. Затем снизошел сон и на Еву, и Сифу, единственному из смертных, было предоставлено видеть величие божьего творения. Во многих апокрифических книгах говорится, что Сиф, подобно Авелю, был пастырем овец. Некоторые тексты сообщают, что Сиф передал сыну Эношу (Еносу) историю Адама и Евы. ___ В мандейском пантеоне Сиф занимает одно из центральных мест. Он - архетип духовно непорочной человеческой души, иногда - сама религия. Мифологический словарь. |
|