Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Саул
("испрошенный")
- первый царь израильско-иудейского государства (конец 11 века до н.э.), в ветхозаветном повествовании (1-я книга Царств 8-31) воплощение правителя поставленного на царство по воле бога, но ставшего ему "неугодным". Сын Киса, "человека знатного", из колена Вениаминова, из города Гивы. Повествование о Сауле начинается в переломный момент жизни народа, когда бог повелевает состарившемуся пророку Самуилу поставить царя - на этом настаивают израильские старейшины, хотя Самуил рисует тягостную картину деспотической власти монарха. Выйдя из отцовского дома на поиски пропавших ослиц, Саул обращается к "человеку божию" (а им оказывается Самуил) с вопросом о своей пропаже. Самуил (которому бог открывает, что Саул и есть тот человек, который должен стать царем) предсказывает Саулу его будущее и, внезапно возливая на его голову священный елей, "помазывает" в правители. Так Саул, вышедший искать ослиц, обретает царство. По пути домой Саул, в осуществление предсказания Самуила, встречает сонм поющих пророков. При этом на него самого нисходит "дух господень", и Саул всенародно пророчествует, что приводит окружающих в изумление: "неужели и Саул во пророках?" (Ветхий завет, 1-я книга Царств 10, 11). После этого Самуил, собрав весь народ, предлагает избрать царя по жребию. Происходит чудо: жребий последовательно выпадает колену Вениаминову, племени Матриеву, Саулу, сыну Кисову. Смущенный Саул прячется в обозе, откуда его торжественно выводят, и народ, восхищенный его красотой ("от плеч своих был выше всего народа", восклицает: "Да живет царь!" (Ветхий завет, 1-я книга Царств 10, 24). Поначалу Саул отказывается от царских почестей и в мирное время сам пашет на своем поле (Ветхий завет, 1-я книга Царств 11, 4). Но через некоторое время он, преступая повеления Самуила, осмеливается самовольно возглавить общественное жертвоприношение. В наказание за это чувства Саула помрачаются, он даже готов предать смерти своего сына Ионафана, героически одолевшего филистимлян, но нарушевшего по незнанию всенародный пост, назначенный перед сражением. Народу едва удается спасти Ионафана (Ветхий завет, 1-я книга Царств 14, 43-45). Однако Саулу все еще сопутствует божье благословение, и он ведет победоносные войны - до того момента, когда дерзко нарушая повеление свыше, он оставляет в живых жестокого царя амаликитян Агага и присваивает его неправедные богатства, которые должен был истребить (Ветхий завет, 1-я книга Царств 15, 9-11). Тогда бог "отступает" от Саула, повелевая Самуилу втайне помазать на царство юного Давида. Не зная об этом, Саул приближает юношу к себе. Единственное, что помогает Саулу отгонять злого духа, который стал мучить царя с тех пор, как его покинул "дух господень", это вдохновенная игра Давида на арфе. Военные подвиги Давида вскоре приносят ему популярность в народе, превышающую царскую, что вызывает зависть и гнев Саула. Далее следует полное драматизма повествование о преследовании Давида Саулом. А безумие Саула все возрастает: он готов своей рукой убить Ионафана, оправдывающего Давида, варварски расправляется со священниками из Номвы, оказавшими Давиду гостеприимство, ожесточается настолько, что приказывает умертвить без всякого предлога гаваонитян, потомков амореев среди Израиля (Ветхий завет, 2-я книга Царств 21, 1). Перед решающим сражением с филистимлянами на Саула нападает страх, и он, некогда изгнавший из страны всех языческих гадателей, решается обратиться к ворожбе. Последняя волшебница, вызывательница мертвых, прятавшаяся в Эйн-Доре (Аэндоре), просит переодетого Саула "не выдавать ее царю" и вызывает по его просьбе тень умершего Самуила. Раздаются слова "...предаст господь Израиль вместе с тобою в руки филистимлянам; завтра ты и сыны твои будете со мною" (Ветхий завет, 1-я книга Царств 28, 19). Наутро израильское войско терпит жестокое поражение, и Саул, оказавшись в окружении, закалывается, пав на свой меч (Ветхий завет, 1-я книга Царств 31, 4). Давид оплакивает смерть Саула и его сына Ионафана (Ветхий завет, 2-я книга Царств 1, 19-27). Тела Саула и трех его убитых в битве сыновей, вывешенные филистимлянами на позор на городской стене, выкрадывают и предают погребению жители Иависа Галаадского, некогда спасенные Саулом от бесчестья. Мифологический словарь. |
|