Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Сатана
- в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства главный антагонист бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг рода человеческого, царь ада и повелитель бесов. Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, Сатана представляет собой известную аналогию Ангро-Майнью (Ахриману) иранской мифологии; принципиальное различие состоит в том, что с ортодоксальной точки зрения (оспаривавшейся, впрочем, дуалистическими ересями типа средневековых богомилов), Сатана противостоит богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество, но как падшее творение бога и мятежный подданный его державы, который только и может, что обращать против бога силу, полученную от него же, и против собственной воли в конечном счете содействовать выполнению божьего замысла. Поэтому противник Сатаны на его уровне бытия - не бог, а архангел Михаил, предводитель добрых ангелов и заступник верующих в священной войне с Сатаной. ___ В Ветхом завете слово "сатана" - еще имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах; в специальном применении к сатане оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе 2-го века до н.э. "Книга Юбилеев" (17, 18), Мастема ("вражда"); для сравнения: в евангельских текстах обозначения типа "Лукавый" (греческое poneros, например, Новый завет, Евангелие от Матфея 6, 13; 12, 19 и 38), "Враг" и т.п. По своей природе Сатана подобен ангелам ("сынам Элохима"), в кругу которых предстает пред лицом Яхве (Ветхий завет, Книга Иова 1, 12; 6, 2; Книга пророка Захарии 3, 2); но человеку он во всяком случае враг и порочит его перед Яхве (Ветхий завет, Книга Иова 1, 9-10), что дает ему роль не то прокурора на суде Яхве, не то интригана и наушника при его дворе. С особой враждой он относится к носителям сакральной власти в "избранном народе", будь то царь Давид (Ветхий завет, 1-я книга Паралипоменон 21, 4) или первосвященник Иегошуа (Ветхий завет, Книга пророка Захарии 1, 2), искушая их и вводя в грех, ставя на их пути препятствия и оковы. Позднеиудейская литература развивает и систематизирует эти черты. Поведение Сатаны как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя и прежде сближало его образ с образом змия из истории "грехопадения" Адама и Евы, но только теперь их отождествление окончательно формулируется (девтероканоническая ветхозаветная книга "Премудрость Соломона" 2, 23-24 и др.). Здесь Сатана выступает уже не только как клеветник на человека перед Яхве, но и как клеветник на Яхве перед человеком, "приносящий ябеду на творца своего" ("Таргум Псевдо-Ионафана" к Бытию 3, 4). Ряд легенд приписывает Сатане, именуемому также Самаэль, плотскую связь с Евой и зачатие Каина ("Пирке раббе Елиэзер" 21; для сравнения: библейский рассказ о греховном зачатии рода исполинов от соитий "дочерей человеческих" с "сынами Элохима" - смысловую инверсию языческих мифов о рождении полубога от связи смертного с богом; взгляд на Еву как пособницу и подругу Сатаны подчеркнут в легенде "Ялкут Берешит" 1, 23, согласно которой они были сотворены одновременно; для сранения: возможная этимология имени Ева). Внушениям Сатаны приписываются все черные дела из истории "избранного народа", например поклонение израильтян золотому тельцу (специальная месть сатаны за получение ими закона Яхве на Синае - смотри историю Моисея, "Шаббат" 89а и др.), прелюбодеяние Давида с Вирсавией ("Сангедрин" 95а), указ Амана об уничтожении иудеев, даже написанный на пергаменте из рук Сатаны ("Эстер рабба" 7). ___ К Сатане восходит все моральное зло; внеобразный эквивалент его образа - характерное для Талмуда понятие "злого помысла". Поскольку же порождение греха, сродное с ним и необходимо из него вытекающее, есть смерть (новозаветная формулировка этой ветхозаветной аксиомы - Послание Иакова 1, 15; для сравнения: в рассказе о грехопадении предупреждение Адаму "смертию умрешь", Бытие 2, 17), Сатана часто сливается в позднеиудейских легендах и толкованиях с ангелом смерти, "вынимающим" душу человека (например, "Баба Батра" 16 а). Воинство враждебных человеку духов состоит под властью Сатаны (апокрифы "Мученичество Исайи" 2, 2 и "Житие Адама и Евы" 16), подобно тому как дэвы служат под началом Ангро-Майнью. Остается неясным отношение между Сатаной и такими "начальниками" и "князьями" бесов, как Азазель, Велиал, Вельзевул и т.п.; они или тождественны ему или его соратники. Поскольку иудейский монотеизм в противоположность иранскому дуализму энергично настаивал на принципе "все от Яхве" ("Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия", Ветхий завет, Книга пророка Исайи 45, 7), бытие Сатаны представляло для него проблему, в пределах иудаизма едва ли однозначно разрешенную. Напрашивались два пути нейтрализации этой проблемы. Во-первых, можно было акцентировать слабость сатаны, неравный характер его борьбы с Яхве, внушаемый ему первосозданным светом мессии, его бессильную зависть (согласно версии, намеченной в познеиудейских текстах и перешедшей в Коран, само отпадение Сатаны от Яхве было вызвано этой завистью) к человеческому роду, победу над Сатаной в культовых актах, например в покаянном празднике иомкипур (сумма цифровых значений букв в имени сатана по-еврейски потому дает 364 = 365 - 1, что над одним днем в году Сатана не властен). Этот путь был вполне ортодоксальным для различных направлений иудаизма и оказался приемлем также для христианства, где осмеяние Сатаны связывается с победой над ним Иисуса Христа. Но в мистике иудаизма возможен иной, противоположный и сомнительный путь, на котором Сатана ставится в большую близость к богу как порождение атрибута гнева, вышедшего из божественной всеполноты и обособившегося. Основания для этого искали в библейских текстах, если одно и то же событие мотивируется в более раннем тексте "гневом Яхве" (Ветхий завет, 2-я книга Царств 24, 1: "Гнев Яхве... возбудил Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду"), а в более позднем тексте - действием Сатаны (Ветхий завет, 1-я книга Паралипоменон 21, 1: "Сатана... возбудил Давида сделать исчисление израильтян"), открывалась возможность для интерпретации, делающей сатану как бы олицетворением "гнева Яхве". Эту возможность наиболее явно реализуют каббалисты, учащие о некоей "левой" или "северной" стороне божества, которая имеет свою эманацию, и эманация эта состоит под знаком Самаэля, или сатаны. Божественная полнота оказывается у них интегрирующей силу зла как один из своих моментов, причем внутри божества это даже не зло, но становится злом вне его. В различных формах еретической трансформации библейского монотеизма варьируется модель, выявившаяся впервые в иранском зерванизме, где Зерван есть родитель не только Ормазда, но и Ахримана; например, средневековые богомилы (ересь на христианской почве, близкая манихейству) говорили о Сатанаиле (Сатана + 'el, "бог") как сыне бога и брате Иисуса Христа. Но и на более ортодоксальной иудейской почве Сатана рассматривается как персонаж, едва ли до конца отторгнутый от общения с Яхве. Он свободно восходит на небеса, чтобы обвинять человека перед Яхве (ситуация пролога книги Иова), и сходит с небес, чтобы ввести человека в соблазн, а после снова подняться. ___ Напротив, прямая полемика против всех попыток выявить корни зла в самом боге звучит в новозаветном тезисе: "Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы" (Послание Иакова 1, 5). Раннехристианские тексты описывают пришествие Христа как второе - после упомянутого у Исайи 14, 12 и отнесеннного к Люциферу-Сатане - и окончательное низвержение Сатаны, выявление его отторженности от горнего мира. Когда ученики Христа впервые выходят на проповедь, Христос видит "Сатану, спадшего с неба, как молния" (Новый завет, Евангелие от Луки 10, 18). У раннехристианского писателя 2 века Иринея Лионского зафиксировано предание, согласно которому Сатана и бесы достигли полной меры в злобе и отчаянии именно в результате прихода, деятельности, жертвенной смерти и воскресения Христа, до конца обнаруживших духовную поляризацию добра и зла в мире. С тех пор Сатана очевидным образом "осужден" (Новый завет, Евангелие от Иоанна 16, 11) и может только, оставаясь до поры "князем мира сего" (Новый завет, Евангелие от Иоанна 12, 31 и др., смотри также Архонты), вести безнадежную игру дольнего против горнего и времени против вечности. Даже в своем собственном обиталище он посрамлен сошествием Христа во ад. В будущем Сатане предстоит кратковременный реванш во времена антихриста и затем окончательное заключение в аду. ___ Осталось не вполне выясненным, как в этой перспективе относится сковывание архангелом Михаилом Сатаны на срок тысячелетнего царства праведных с последующим выходом Сатаны из темницы и войной инспируремых им Гога и Магога против "стана святых и города возлюбленного" (Новый завет, Откровение Иоанна Богослова 20, 1-10). Раннехристианский мыслитель 2-3 веков Ориген учил, что в конце времен все отпавшие от бога существа, включая Сатану, обратятся и будут спасены (так называемый апокатастасис), но эта доктрина Оригена не получила признания. ___ Новозаветные тексты полностью отказываются от каких бы то ни было наглядных образов Сатаны. Напротив, средневековая фантазия изощрялась в детализации таких образов, наделяя Сатану исполинским телом неимоверных размеров, чудовищным смешением антропоморфных и животных черт, многорукостью и т.п. Пасть Сатаны часто оказывается тождественной с входом в ад, так что, попасть в ад значит быть сожранным Сатаной. Мифологический словарь. |
|