Фома (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Фома

- в христианских преданиях один из двенадцати апостолов. Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос (Новый завет, Евангелие от Иоанна 20, 24), и он отказывается поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста (имя "неверного", то есть "неверующего" Фомы становится нарицательным). Несколько дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Фоме прикоснуться к ранам на своем теле (Новый завет, Евангелие от Иоанна 20, 27), укоряя его: "ты поверил, потому что увидел меня, блаженны невидевшие и уверовавшие" (Новый завет, Евангелие от Иоанна 20, 29). Гностическая традиция, обыгрывая образ Фомы как "близнеца" Иисуса Христа, нередко представляет Фому единственным из апостолов, кто удостоился откровения о тайном смысле учения Христа (для примера: "Евангелие от Фомы", "Книга Фомы Атлета"). Наряду с другими апокрифами гностического происхождения большой интерес представляют "Деяния Фомы". По преданию, явившийся Фоме в видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю Гондоферу, который ищет искусного зодчего для постройки дворца (в христианском искусстве угольник становится атрибутом Фомы). Фома предоставляет Гондоферу чертежи сказочно прекрасного дворца. Щедро наградив апостола и оставив его надзирать за строительством, царь отбывает; Фома раздает сокровище нищим и в отсутствие царя занимается проповедью слова божьего. Узнав об этом Гондофер заключает его в темницу. Но умерший брат царя Гад воскресает в четвертый день и рассказывает, что ангелы отнесли его в рай и, явив ему великолепную храмину из золота, серебра и самоцветов, которую Фома воздвиг на небесах для оказавшегося недостойным ее царя, сказали, что Гад будет владеть ею, возместив брату деньги, которые тот считает потраченными впустую. Исполнившись раскаяния, царь просит прощения у Фомы, который предлагает ему уверовать в Христа и креститься. В северо-западной Индии Фома навлекает на себя гонение, обратив жену местного царя и побудив ее избегать супружеского ложа. Фому подвергают разнообразным пыткам, но он остается невредим. Царь пытается принудить его к идолопоклонству, но Фома приказывает бесу покинуть кумир и сокрушить его. При виде разбившегося кумира верховный жрец в ярости пронзает Фому мечом. Христиане с почестями погребают тело (уже в 4 веке одна из монашеских общин в Индии носила имя Фомы, а сами индийские христиане называют себя "христианами апостола Фомы"). По преданию в 3 веке император Александр переносит мощи Фомы в город Эдессу, становящимся с этого времени центром почитания апостола; однако его пустая гробница в районе Малабарского побережья остается до сих пор важнейшим центром местного христианского культа. Иоанн Златоуст сообщает легенду, согласно которой Фома посетил страну волхвов, крестил этих мудрых мужей и сделал их столпами веры (крещение волхвов изображено на одной из створок алтаря Фомы Аквинского в церкви Санкт-Юрген, Висмар, 15 век). По другой версии, апостол проповедовал парфянам, мидийцам и персам и принял мученическую смерть, пронзенный пикой.

Мифологический словарь.
О.Е.Нестерова



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz