Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Пётр
(греческое, перевод арамейского Кифа, "камень")
- в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, брат Андрея. Первоначальное имя - Симон, Кифой наречен Иисусом Христом в момент призвания или избрания двенадцати апостолов (Новый завет, Евангелие от Иоанна 1, 42; Евангелие от Марка 3, 16; Евангелие от Матфея 16, 18). Пётр - сын Ионы (Новый завет, Евангелие от Матфея 16, 17) или Иоанна (Новый завет, Евангелие от Иоанна 1, 42; 21, 15 и др.), происходил из города Вифсаида в Галилее (Новый завет, Евангелие от Иоанна 1, 44), до встречи с Христом жил в Капернауме (Новый завет, Евангелие от Марка 1, 21 и 29), занимаясь рыболовством (Новый завет, Евангелие от Марка 1, 16). История призвания Петра излагается по-разному: Христос увидел Симона, рыбачившего вместе с Андреем на море Галилейском, и позвал обоих за собой, прибавив: "Я сделаю, что вы будете ловцами человеков" (Новый завет, Евангелие от Марка 1, 16-18; мотив рыболовства обретает сакральный смысл, смежаясь с архетипами воды и рыбы, важными для христианского символизма); Симона привел к Христу Андрей, первым последовавший за Христом (Новый завет, Евангелие от Иоанна 1, 40-42). ___ Пётр занимает особое положение среди апостолов: его именем открывается перечень двенадцати избранных (Новый завет, Евангелие от Матфея 10, 2; Евангелие от Марка 3, 16; Евангелие от Луки 6, 14), о нем Иисус Христос говорит: "Ты Пётр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее", ему предназначает ключи небесного царства (Новый завет, Евангелие от Матфея 16, 18-19), его Христос учреждает пастырем над своими "агнцами" (Новый завет, Евангелие от Иоанна 21, 15-17). По преданию евангелистов, Пётр неоднократно свидетельствует Христу свою любовь и преданность, но по совершении тайной вечери Христос предрекает его троекратное отречение "в эту ночь прежде нежели пропоет петух" (Новый завет, Евангелие от Матфея 26, 34-35; для сравнения: Евангелие от Марка 14, 27-31; Евангелие от Луки 22, 31-34; Евангелие от Иоанна 13, 37-38). Уже во время молитвы Христа в Гефсиманском саду, начальной точке крестного пути, трое ближайших учеников (в их числе и Пётр, подпали сонливости и были укорены Христом (Новый завет, Евангелие от Матфея 26, 37-46; для сравнения: Евангелие от Марка 14, 33-42; Евангелие от Луки 22, 40-46). Когда же Христос был схвачен и приведен к первосвященнику Каиафе, Пётр, последовавший за учителем и узнанный людьми, не только трижды отрекается, но клянется и божится, что не знает Иисуса. Пение петуха напоминает ему пророчество Христа и вызывает слезы раскаяния (Новый завет, Евангелие от Матфея 26, 69-75; Евангелие от Марка 14, 66-72; Евангелие от Луки 22, 56-62; Евангелие от Иоанна 18, 17 и 25-27). Некоторые новозаветные тексты указывают, что Пётр был первым из апостолов, кому является по воскресении Христос (Новый завет, Евангелие от Луки 24, 34; 1-е послание к коринфянам 15, 5). Христос облекает его пастырской властью - после троекратного вопрошения о любви, снимающего троекратность отречения Петра (Новый завет, Евангелие от Иоанна 21, 14-17). В дальнейшем Пётр проповедует, крестит новообращенных, совершает чудесные исцеления, воскрешает из мертвых благочестивую девицу Тавифу (Новый завет, "Деяния апостолов" 9, 36-42). Ирод Агриппа, желая угодить иудеям, заключает Петра в темницу, откуда его чудесно выводит ангел (Новый завет, "Деяния апостолов" 12, 1-11; 5, 17-23; 16, 22-26). Проповедническая деятельность Петра разворачивается преимущественно на востоке: по традиции считается, что Пётр - учитель иудеев, а Павел - язычников (Новый завет, Послание к галатам 2, 7-8) и что Пётр некоторое время занимал антиохийскую кафедру. Апокрифические предания прочеркивают последующий путь Петра из Сирии в Каппадокию, Галатию и Понт, где он длительное время епископствует в Синопе вместе с Андреем и откуда, расставшись с братом, отправляется в Рим. Подвижничество и мученическая смерть Петра в Риме - источник многих легенд. С начала 3 века у церковных писателей встречаются упоминания легенды о состязании Петра с самаритянским магом Симоном (Симон маг), который с демонской помощью показывал римлянам чудеса магии, выдавая себя за бога, и был посрамлен Петром. В первоначальном виде легенда содержалась в апокрифических "Деяниях Петра", породивших ряд позднейших апокрифов, поветсвующих также о мученичестве Петра. Согласно последним, Пётр, отвращая своей проповедью многих женщин от брака и порочной жизни, навлекает на себя ненависть римских властей (обычный для древней агиографии мотив). Поддвшись уговорам учеников, предупредивших его об опасности, Пётр ночью покидает Рим. За городскими воротами он встречает Иисуса Христа, обращается к нему с вопросом: "Куда идешь, господи?" (латинское "Quo vadis, Domine?) и слышит в ответ: "В Рим, чтобы быть снова распяту". С этими словами Христос возносится на небо, а Пётр, поняв, что этим предрекается его собственная мученическая смерть, возвращается в Рим. Здесь он схвачен и приговорен к кресту. Не желая оскорбить бога, уподобившись ему в роде смерти, Пётр просит распять его вниз головой. Будучи распят, Пётр обращается к народу с проповедью тайны креста: крест обращенный (перевернутый) - символ Адама, грехопадение которого извратило божественный строй, а прямостоящий - символ Христа, восстановившего этот изначальный порядок; вертикальный устой крестного дерева символизирует логос, слово, божественное в богочеловеке, а горизонтальная перекладина - человеческую природу в нем. Окончив проповедь, Пётр испускает дух. Мученичество Петра и Павла относят обычно к эпохе нероновых гонений. Римское (как и антиохийское) предание рассматривало Петра как основателя местной епископии (преемство по отношению к "князю апостолов" было истолковано западной традицией как обоснование примата папы среди епископов). ___ Помимо "Деяний Петра" известно еще несколько древних апокрифов, носящих его имя: "Евангелие от Петра", "Откровение Петра", "Керигма Петра" и др. ___ Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла. К 4 веку окончательно складывается иконографический тип, в соответствии с которым Пётр изображается с широким лицом, курчавыми волосами и округлой бородкой (в отличие от узколицего, лысого и длиннобородого Павла). Одиночные изображения Петра в восточной иконографии почти не встречаются, зато постоянны на Западе. Западное средневековье, видящее в Петре основоположника римской церкви, изображает его в папском облачении, а позже - в тиаре (например, статуя на северном портале Шартрского собора, начало 13 века). Древний атрибут Петра - пастырский посох с крестом - с начала 5 века вытесняется ключами, обычно - двумя (от райских и адских врат), редко - тремя. Вручение Иисусом Христом ключей Петру (латинское traditio clavium) - постоянный мотив иконографии (например, мозаика в мавзолее святой Констанцы, 4 век, Рим; средневековые миниатюры). Не менее важен образ Петра - привратника и ключаря небесного для такого жанра средневековой литературы, как видения загробного мира, и фольклора (для сравнения: фаблио о виллане, пробравшемся в рай). В западном фольклоре Пётр выступает также спутником в странствиях явивишегося на землю Христа [в русских сказках эта роль отводится обычно Николаю Угоднику или апостолу Иоанну; для сравнения: учение исмаилитов в исламе, где Пётр (Бутрус) как "самит" (арабское "молчащий") сопровождает Христа (Ису) как "натика" (арабское "говорящий"), что соответствует роли Аарона при Моисее и Али при Мухаммеде] Мифологический словарь. |
|