Павел (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Павел
(греческое как передача латинского, "малый")

- в христианской традиции "апостол язычников", не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число "двенадцати апостолов", но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как "первопрестольный апостол" и "учитель вселенной" сразу после Петра и вместе с ним. Павел происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе ТарсКиликии); он - наследственный римский гражданин (Новый завет, "Деяния апостолов" 22, 25-29), с чем связано его римское имя (еврейское имя Павла - Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). Павел зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (Новый завет, "Деяния апостолов" 18, 3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (Новый завет, "Деяния апостолов" 26, 5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (Новый завет, "Деяния апостолов" 22, 3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (Новый завет, "Деяния апостолов" 7, 58; 8, 1), в арестах христиан в Иерусалиме (Новый завет, "Деяния апостолов" (8, 3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (Новый завет, "Деяния апостолов" 9, 1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его ("Савл, Савл! Что ты гонишь меня?", Новый завет, "Деяния апостолов" 9, 4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. "Видение в Дамаске" стало поворотным событием в жизни Павла. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, Павел принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Новый завет, Послание к галатам 1, 17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Новый завет, "Деяния апостолов" 9, 24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он "возмутился духом при виде этого города, полного идолов", Новый завет, "Деяния апостолов" 17, 16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно - побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда Павел, воззвав к богу, чудесно освобожден: "вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы", Новый завет, "Деяния апостолов" 16, 26). В доказательство правоты нового вероучения Павел, "исполнившись духа святого" (Новый завет, "Деяния апостолов" 13, 9 и др.) творит чудеса: насылает слепоту на "волхва-лжепророка" (Новый завет, "Деяния апостолов" 13, 6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: "боги в образе человеческом сошли к нам" и намеревались принести жертвы Павлу и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их "от богов ложных" к "богу живому", Новый завет, "Деяния апостолов" 14, 8-18) и даже воскрешает умершего (Новый завет, "Деяния апостолов" 20, 9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, Павел отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарею, а оттуда по морю в Рим (Павел предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако Павел и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (Новый завет, "Деяния апостолов" 28, 3-6). В Риме, проповедуя, он живет два года (Новый завет, "Деяния апостолов" 28, 30-31). О казни Павла в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит ее ко времени гонений Нерона на христиан (около 65 года н.э.); он был казнен в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане) и т.п.
___ Павлу приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими Павлу, а его - подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический "Апокалипсис Павла" (возник около 400 года) описывает видения Павла во время его вознесения "до третьего неба" (для сравнения: Новый завет, 2-е послание к коринфянам 12, 2), посещение им места обитания праведников и ада.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz