Ной (Библейские персонажи)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Ной

- в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега (для сравнения: Зиусудра, Атрахасис и Ут-Напишти в шумеро-аккадской традиции); спаситель мира зверей и птиц, через своих сыновей Сима, Хама, Иафета родоначальник всего послепотопного человечества. Согласно библейскому повествованию, когда от браков "сынов божьих" (то есть падших ангелов) с "дочерями человеческими" явилась новая порода исполинов, бог нашел всех людей развратившимися и преданными злу, и только один человек "обрел благодать пред очами Яхве" (Ветхий завет, Бытие 6, 1-8); этот единственный избранник и был Ной, потомок Адама в девятом колене, правнук Еноха. Его возраст исчисляется в таких же огромных числах, как и долголетие других начальных прародителей человечества: ко времени рождения сыновей ему было 500 лет, а ко времени потопа - 600 лет. Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупреждает Ноя, который "ходил пред богом", "был человек праведный и непорочный в поколении своем" (Ветхий завет, Бытие 6, 9), о предстоящей катастрофе и велит построить ковчег, давая точные предписания относительно материала, устройства (важен мотив трех ярусов ковчега, отвечающий тройственному по вертикали членению мироздания, мирового древа и т.п.; по послебиблейскому объяснению, нижний ярус занимали пресмыкающиеся и звери, средний - люди, верхний - птицы) и размеров (Ветхий завет, Бытие 6, 13-16). Для обозначения "ковчега" употребляется то же слово, что и для просмоленной корзинки, послужившей для спасения младенца Моисея на водах Нила (Ветхий завет, Исход 2, 3), между тем как "ковчег завет" (таинственный ларец с которым связывалось "присутствие" Яхве) обозначен по-еврейски совсем иным словом. Ной вводит в ковчег то ли по одной паре всех наземных животных (Ветхий завет, Бытие 6, 19), то ли по семь пар ритуально чистых животных и по одной паре нечистых (Ветхий завет, Бытие 7, 2-3), а затем входит сам с женой, сыновьями и женами сыновей (всего восемь человек). Непрерывный дождь продолжается 40 дней и ночей, высокие горы покрываются водой и все живущее на земле гибнет (Ветхий завет, Бытие 7, 17-24); вода прибывает 150 дней, затем начинает убывать, и ковчег останавливается "на горах Араратских" (Ветхий завет, Бытие 8, 1-4). По прошествии еще 40 дней Ной выпускает в окно ковчега ворона, но тот не находит себе места и возвращается; так же неудачно вылетает голубь. Но семью днями спустя голубь возвращается со свежим листом маслины в клюве - знак того, что вода уже сошла; еще через семь дней голубь уже не возвращается; земля постепенно обсыхает, и через 365 дней от начала потопа люди и звери могут выйти из ковчега (Ветхий завет, Бытие 8, 14-19). Ной приносит Яхве жертву всесожжения (первое жертвоприношение в библейском рассказе о "праотцах"), и наступает торжественный час: Яхве заключает с Ноем и его семьей "завет". Бог начинает с того, что обещает наказанной за человека земле правильное круговращение времен года впредь; "во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратится" (Ветхий завет, Бытие 8, 22). Ной стоит перед Яхве как прародитель будущего человечества и постольку как новый Адам и получает для начала то же благословение: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Ветхий завет, Бытие 9, 1; для сравнения: Ветхий завет, Бытие 1, 28). Дарованная Адаму власть над животными не только подтверждена, но и усилена (вероятно, ввиду роли человека в спасении животного мира) дозволением употреблять в пищу мясо, хотя непременно ритуально обескровленное (что мотивировано мистическим характером крови, как материализации души - Ветхий завет, Бытие 9, 4). В связи с этим табуированием крови поставлен торжественный запрет на убиение человека под страхом смертной казни: "кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу божию" (Ветхий завет, Бытие 9, 6). Знаком "завета" с Ноем, гарантирующего, между прочим, невозможность в будущем всемирного потопа, объявляется радуга (Ветхий завет, Бытие 9, 8-17). Как партнер торжественного договора с Яхве, Ной как бы стоит между Адамом, с одной стороны, и Авраамом и Моисеем - с другой.
___ Ной начинает заниматься земледелием; он (по-видимому, впервые на земле) насадил виноградник. Выпив вина, он опьянел и лежал нагим, что было осмеяно Хамом, между тем как оба других сына Ноя, отвернувшись и не глядя на наготу отца, почтительно прикрыли ее. Узнав о происшедшем, Ной благословил Сима и Иафета и проклял Ханаана, сына Хама и родоначальника ханаанеян, определив последним рабский удел (Ветхий завет, Бытие 9, 20-27). Так, Ной выступает как культурный герой, изобретатель виноделия и учредитель института рабства (что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией, для сравнения: мидраш "Танхума Берешит" 20). Еще по одной версии, Ной первым сделал плуг и серп, что расширяет его роль культурного героя; говорится также о его небывалых дотоле пальцах, приспособленных для быстрой физической работы. Умер Ной в возрасте 950 лет (Ветхий завет, Бытие 9, 29).
___ Позднейшие легенды группируются по преимуществу вокруг нескольких моментов жизни Ноя. Первый из них - рождение: тело новорожденного озаряет ярким светом весь дом, младенец сейчас же встает на ноги и начинает молиться, после чего его дед Мафусаил идет к пределам земли для встречи с Енохом, узнает от него будущую судьбу мальчика и нарекает его Ноем (согласно эфиопскому изводу книги Еноха). Позднее отцовство Ноя легенды объясняют тем, что он предвидел гибель человечества, не желал иметь детей и женился по велению Яхве ("Танхума Берешит" 39 и др.); жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой, сестрой Тувал-Каина ("Берешит рабба" 23, 4). Много легенд относится к плаванию ковчега. Особо отмечена отеческая забота Ноя о животных, которых он самолично кормил из своих рук подходящим для них кормом ив подходящее для них время, так что не знал покоя ни днем, ни ночью целый год ("Танхума" 15а). Сказочные подробности касаются спасения великана Ога, который не уместился в ковчеге, но получал еду тоже от Ноя. Но традиция укоряет Ноя за то, что он упустил случай молить бога о спасении человечества от погибели; наученные примером Ноя, праведники в последующем молились о спасении грешников, как Авраам - о спасении жителей Содома, а Моисей - о помиловании своего народа. Впрочем, не выступив предстателем за грешных современников, Ной предупреждал их о предстоящем потопе (сюда восходит представление о пророческом достоинстве Ноя) и даже, по некоторым версиям, намеренно затягивал строительство ковчега, чтобы у них было время покаяться. Важную роль играет в раввинистической литературе концепция "завета" Яхве с Ноем и закона, данного через Ноя всем его потомкам, то есть всему человечеству, и составляющего некий минимум, через соблюдение которого может спастись "хороший" язычник. Наконец, тема, которой легенды уделяли большое внимание - виноградарство Ноя, его опьянение и грех Хама. Откуда Ной взял лозу на земле раззоренной потом? По версии Псевдо-Ионафанова таргума на Бытие 9, 20, она была принесена рекой из Эдема; по другой версии, однако, райское происхождение винограда подвергалось дискредитации, поскольку он отождествлялся с древом познания добра и зла. Грех Хама интерпретировался в раввинской экзегезе как оскопление отца (для сравнения: оскопление Урана Кроном и другие аналогичные мотивы); проклятие Хама не в его собственном лице, а в лице его сына мотивировали тем, что он воcпрепятствовал отцу породить нового сына (вавилонский Талмуд, трактат "Сангедрин" 70а; "Берешит рабба" 36, 7). Возникал еще вопрос: почему срок жизни Ноя не добирал 50 лет до красиво округленного тысячелетия, которое он достоин был бы прожить за свою безупречность? Предполагали, что он добровольно пожертвовал 50 лет жизни имеющему некогда родиться Моисею (как до него Адам подарил Моисею 70 своих лет).
___ Ной - популярный персонаж раннехристианского искусства, являющий вместе с тремя отроками, Даниилом среди львов и другими аналогичными фигурами идеальный пример бодрого доверия к богу в самом средоточии непреодолимой катастрофы. Ковчег, принимающий в себя спасаемых среди гибнущего мира, - для христиан выразительный символ назначения церкви.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz