Моисей (Библейские персонажи)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Моисей
(Моше)

- в преданиях иудаизма и христианства первый пророк Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в так называемом исходе из Египта в Ханаан (Палестину). Исторические события, отраженные в легендах о Моисее, имели место во 2-й половине 2-го тысячелетия до н.э. (предположительно в период правления XIX династии в Египте, то есть в 1305-1196 гг. до н.э., но не ранее 1230 года, ибо около этого времени египетское свидетельство удостоверяет присутствие племенного союза Израиль в Ханаане; впрочем некоторые современные специалисты проводят различение между Израилем в целом и выходцами из Египта во главе с Моисеем). Реконструировать точный облик этих событий едва ли возможно, ибо при наличии ряда косвенных данных литературного и археологического характера единственным прямым источником остаются библейские тексты, кодифицированные многими веками позднее.
___ Согласно библейскому повествованию, Моисей был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам Пророчицы; однако по стечению обстоятельств он получил египетское воспитание. Так как фараон приказал топить в Ниле всех еврейских новорожденных младенцев мужского пола, мать Моисея три месяца прячет его в своем доме, после чего кладет дитя в засмоленную корзину и ставит ее в заросли тростника на берегу Нила (распространенный мотив угрозы жизни провиденциального младенца, для сравнения: сюжеты о Саргоне, Ромуле и Реме, а также о младенчестве Зевса). Дочь фараона приходит на реку купаться, видит красивого ребенка и велит подобрать и отдать его кормилице, которой оказывается мать Моисея (Ветхий завет, Исход 2, 9). Моисей вырастает при дочери фараона, любящей его, как сына. Однажды он видит как на тяжелых строительных работах египетский надсмотрщик избивает еврея, и убивает обидчика. Спасаясь от гнева фараона, Моисей бежит в Мидиан, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей жреца Иофора; Иофор принимает Моисея в дом и выдает за него дочь Сепфору. Между тем в Египте стенание угнетенного народа доходит до Яхве, и Моисей оказывается призван к своей освободительной миссии. Когда он пасет овец тестя близ горы Хорив (на Синайском полуострове), ангел Яхве окликает его из тернового куста, объятого пламенем и несгорающего (так называмая неопалимая купина), и говорит от имени Яхве: "Я бог отца твоего, бог Авраама, бог Исаака и бог Иакова" (Ветхий завет, Исход 3, 6) - чем устанавливается преемство будущей религии Яхве по отношению к преданиям времен праотцов; с другой стороны подчеркивается (Ветхий завет, Исход 6, 3), что если праотцы не знали имени Яхве, и им бог являлся как "Шаддай", то Моисею вверено новое имя. Сама весть гласит: "Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ мой, сынов Израилевых" (Ветхий завет, Исход 3, 10). Яхве наделяет Моисея способностью чудотворства и делает Аарона "устами" косноязычного Моисея, его толмачом и вестником (Ветхий завет, Исход 3, 11-4, 17). Вместе с Аароном Моисей предстает перед фараоном и требует от лица Яхве: "отпусти народ мой, чтобы он совершил мне праздник в пустыне" (Ветхий завет, Исход 5, 1). Но фараон наказывает евреев новыми тяготами, так что народ ропщет на Моисея, только ухудшевшего его положение. Тогда Яхве ставит 80-летнего Моисея "богом фараону" (Ветхий завет, Исход 7, 1) и начинает творить его рукой грозные чудеса: на глазах фараона жезл Аарона превращается в змею и поглощает жезлы магов фараона. Затем Яхве через Моисея насылает на египтян "казни египетские", числом десять (для сравнения: десять "да будет" в библейском рассказе о сотворении мира, десять заповедей и т.п.): вода Нила приобретает цвет крови и смрадный запах, делаясь непригодной для питья; Египет наполняется полчищами жаб; мошкары; песьих мух; идет падеж скота; у скота и людей распространяются гнойные нарывы; повсюду, кроме Гесема, где живут евреи, проходит сокрушительный град; является саранча; в воздухе висит "осязаемая тьма"; по всему Египту умирают первенцы, исключая еврейские дома, дверные косяки которых отмечены кровью пасхального агнца - этиология пасхальной обрядности (Ветхий завет, Исход (7, 15-12, 30). Фараону приходится уступить и евреи пускаются в путь. "Яхве же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью" (Ветхий завет, Исход 13, 21). Фараон пускается в погоню во главе боевых колесниц своего войска; но евреям удается достичь моря. "И простер Моисей руку свою на море, и гнал Яхве море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды; и пошли израильтяне среди моря по суше" (Ветхий завет, Исход 14, 21-22); когда же египтяне вступают на морское дно, вода накрывает их, избавляя преследуемых от погони (подобного рода феномены описаны для Сирбонского моря в греческой географической традиции, хотя легенда, по-видимому, не вполне точна в топографии происшествия). Переход через Красное ("Чермное") море (то есть через лиман этого моря на пути к Синайскому полуострову) - центральный момент всей истории исхода, ёмкий символ чудесного выхода из безвыходного положения (по позднейшей еврейской легенде, море не сразу расступилось под жезлом Моисея, но ждало, когда первый уверовавший шагнет прямо в пучину). Моисей воспевает Яхве торжественное славословие (Ветхий завет, Исход 15, 1-19). В пустыне, однако, народ начинает роптать на Моисея, что затем повторяется не раз; тогда Яхве посылет ему через Моисея в пищу манну небесную, а для утоления жажды - воду из родника, ударившего из скалы от удара жезла Моисея (Ветхий завет, Исход 16, 2-17, 7). За этим следует первое военное столкновение с племенами амаликитян; битва решается молитвой Моисея, стоящего на вершине холма и поднимающего в сакральном жесте руки (в одной из которых - все тот же жезл); когда он не может бороться с усталостью, Аарон и Ор поддерживают его руки (Ветхий завет, Исход 17, 8-16). На третий месяц по исходе из Египта, в новолуние (сакральный момент) народ выходит к Синайской горе, избранной Яхве для своего центрального по замыслу явления и для заключения "завета" с Израилем. Моисей восходит на гору, где ему возвещено, что явление Яхве будет на третий день ; народ обязывается не восходить на табуированную гору и блюсти ритуальное воздержание (Ветхий завет, Исход 19, 1-15). На установленный день разражается гроза, слышен таинственный трубный звук, гора дымится и колеблется. Моисей вторично восходит на гору и получает от Яхве десять заповедей (так называемый "декалог", или "десятословие") - запреты и повеления, регулирующие поведение человека перед богом. Народ, видя молнии, пламя и дым, слыша громы и звуки труб, в страхе отступает от горы, Моисей же "вступает во мрак, где бог" (Ветхий завет, Исход 20, 21). К десяти заповедям прибавляется множество более частных предписаний характера юридического, морального и ритуального. Затем наступает торжественный момент заключения "завета": народ обещает исполнять слова Яхве, на двенадцати жертвенных камнях (по числу колен Израилевых) приносится жертва, и Моисей кропит народ кровью со словами: "вот кровь завета, который Яхве заключил с вами о всех словах сих" (Ветхий завет, Исход 24, 8). Моисей снова уходит на гору на 40 дней и ночей (сакральный срок поста и уединения); ему даются обстоятельные наставления о центральных реалиях культа Яхве - об устройстве ковчега завета (священного ларца, над которым локализуется мистическое "присутствие" Яхве, для сравнения: Шехина), скинии (шатра для священнодействия перед ковчегом), о посвящении Аарона и его потомков для священнического служения и т.д. (Ветхий завет, Исход 25-31). Конфликт между призванием пророка и косностью народа достигает предельной остроты; пока Моисей пребывает в многодневной беседе с Яхве, евреи и сам Аарон, только что заключившие "завет", нарушают его и совершают отступничество; народ требует зримого и вещественного "бога, который бы шел пред нами", и Аарон изготовляет золотого тельца, в честь которого тотчас же начинается празднество (Ветхий завет, Исход 32, 1-6). Яхве предлагает Моисею истребить неверных и произвести новый народ из потомков самого Моисея, но Моисей молится за народ и своим предстательством предотвращает его гибель (для сравнения: молитвы за других в легендах о Ное, упустившем этот долг, и Аврааме, исполнившем его). Но карательные меры Моисея по отношению к отступникам суровы: он уничтожает тельца и велит воинам из колена Левия предать казни наиболее виновных, не щадя самых близких (Ветхий завет, Исход 32, 7-35). Скрижали, то есть две каменные доски, на которых рукою Яхве были написаны слова откровения (десять заповедей?), Моисей во гневе разбивает, затем он получает от Яхве новые скрижали (Ветхий завет, Исход 34, 1-4). По особой милости Моисею явлена "вся слава" Яхве, но таким образом, что он видит Яхве сзади, ибо лицо бога нельзя видеть и не умереть (Ветхий завет, Исход 33, 18-23); после такой милости лицо самого Моисея сияет столь явственно, что к нему боятся подойти, и ему приходится носить на лице покрывало (Ветхий завет, Исход 34, 29-35). И все же ропот против авторитета Моисея не прекращается. Зачинщиками выступают Корей, Дафан и Авирон, бросающие Моисею и Аарону упрек: "почему вы ставите себя выше народа Яхве?" (Ветхий завет, Числа 16, 3). Моисей предоставляет вопрос о прерогативах власти божьему суду: Корея, Дафана и Авирона вместе с их семьями поглощает разверзшаяся земля, а их приверженцев, явившихся с кадильницами как знаком претензии на права священников, пожирает вышедшее из этих кадильниц пламя (Ветхий завет, Числа 16, 5-40). 40 лет предводительствует Моисей народом в его скитаниях по пустыне, но когда Моисею исполняется 120 лет, Яхве возвещает, что ему не суждено перейти Иордан и войти в ту самую "землю обетованную", к которой он вел народ; эта чувствительная кара постигает его за погрешности в исполнении своего долга вождя и наставника народа (Ветхий завет, Второзаконие 31, 2; 32, 49-52), как еще ранее постигла Аарона. Увенчание дела своей жизни Моисей должен передать другому - Иисусу Навину, которого "пред очами всех израильтян" (Ветхий завет, Второзаконие 31, 7) ставит своим преемником. Затем он всенародно поет песнь, напоминая о благодеяниях Яхве, укоряя за неверность ему, предсказывая в будущем и наказание и милость от Яхве в самый тяжелый час (Ветхий завет, Второзаконие 32, 1-43). Перед смертью ему подарен последний взгляд на недостижимую для него "землю обетованную" с горы Нево (к востоку от Мертвого моря, в земле Моав); там он и умирает (Ветхий завет, Второзаконие 34, 1-5). Место его погребения близ моавитского города Веффегора, как подчеркивает библейский текст, осталось неизвестным.
___ Позднейшие легенды обращаются с особым интересом к темам рождения и кончины Моисея. Будущее величие Моисея, как обычно в таких случаях, предсказано пророчеством его сестры Мариам, сновидением его антагониста фараона и явлением света, осиявшего дом Авраама ("Шемот рабба" 1 и др.). Младенец Моисей, принесенный ко двору фараона, срывает с его головы венец и возлагает на собственную; ввиду такого знамения его решено умертвить, но оказавшийся тут же Иофор (!) советует испытать неразумие младенца, предложив ему на выбор золото и горящие угли; дитя тянется к золоту, но ангел направляет его ручку к углям, один из которых, отправленный в рот, делает Моисея на всю жизнь косноязычным. У Иосифа Флавия и в агадических текстах сохранилось предание о том, как молодой Моисей возглавлял египетское войско во время войны с Эфиопией, разбил неприятеля и женился на эфиопской царевне (для сравнения: Ветхий завет, Числа 12, 1); по другой версии, он восстановил на престоле Эфиопии законного царя, низложив узурпатора Валаама. Во время состязания в чудотворстве перед фараоном главными соперниками Моисея обрисованы сыновья Валаама маги Яннис и Ямврис ("Менахот" 85а; "Шемот рабба" 9 и др.). Накануне исхода из Египта прочие евреи были заняты сборами в дорогу и побуждениями своей корысти, занимая у египтян серебряные и золотые вещи (для сравнения: Ветхий завет, Исход 3, 22), но Моисей три дня подряд ищет гроб Иосифа Прекрасного, чтобы исполнить его завещание и взять его останки в Ханаан. В награду за это Яхве позаботился о Моисее в смертный час последнего, отнял у него жизнь своим целованием и сам предал погребению. Ангел смерти Самаил напрасно дожидается момента власти над Моисеем; ему не достается его добычи; божественный поцелуй в присутствии архангелов Михаила (поправляющего смертное ложе Моисея), Гавриила (набрасывающего ниссон на его главу) и еще одного ангела (накрывающего его ноги) сам вынимает душу Моисея ("Дебарим рабба" 6 и 11; "Недарим" 39в и др.). Могила Моисея таинственно утаена от людей: по преданию, люди "нечестивого царствия", то есть римляне, разделившись на два отряда, искали ее, но те, кто был на холме, видели ее в долине, а те, кто был в долине, - на холме (гемара к трактату "Сота", 14а). Спор архангела Михаила с сатаной о теле Моисея, описанный в иудейском апокрифе "Вознесение Моисея" (конец 1 века до н.э. или начало 1 века н.э.), упомянут в новозаветной литературе (Послание Иуды 9). В целом Моисей для иудаизма - первоучитель веры (формула, "Моисей, учитель наш"), к которому возводили и написание Пятикнижия, и устную традицию (раввинистическую и каббалистическую). В христианском рассказе о преображении Иисуса Христа Моисей как свидетель мессии представляет "Закон", а Илия - пророческую линию Ветхого завета.
___ Литературная стилизация образа Моисея в духе светских идеалов началась в эпоху эллинизма, когда грекоязычные еврейские писатели отождествляют Моисея с Мусеем, рассматривают его как культурного героя - изобретателя алфавита, строительного искусства, философии, государственной мудрости и т.п. (Эвполем, Артапан). Александрийский стихотворец середины 2 века до н.э. Иезекииль сделал Моисея героем трагедии "Исход" в духе греческих жанровых канонов. Стоическая философия, особенно интересовавшаяся фигурой законодателя как воспитателя народа, по сознательной программе формирующего нравы, и интерпретировавшая соответственным образом исторические или полумифические образы греко-римских законодателей вроде Ликурга, Солона, Нумы Помпилия и т.п., стимулировала такой же подход и к Моисею, ощутимый, например, у Иосифа Флавия. Новоевропейская культура поставила на первый план трагический гнев пророка, спорящего с косной чернью.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz