Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Михаил
- в иудаистической, христианской, а также в мусульманской (Микал) мифологиях великий ангел, архангел. Народная этимология дает осмысление имени Михаил как "кто, как бог?". Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности. В Ветхом завете Михаил выступает как "князь" еврейского народа ("князь великий, стоящий за сынов народа"; Ветхий завет, Книга пророка Даниила 12, 1), защищающий народ от соперничающего "князя" (то есть ангела) "царства Персидского" (Ветхий завет, Книга пророка Даниила 10, 13 и 21), и как "архистратиг", предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла (Ветхий завет, Книга пророка Даниила 12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе (Новый завет, Откровение Иоанна Богослова 12, 7), где сражается с драконом (дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого мифа. В апокрифической эсхатологической литературе архангел изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем (в более поздней традиции - с сатаной); вражда между ними началась с того момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья Михаила, чтобы увлечь его в преисподнюю, однако Михаил был спасен богом. Агадическая традиция приписывает Михаилу роль защитника: он спасает Авраама (а также трех отроков) из огненной печи, выводит Лота из обреченного Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка, является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта и др. Помимо миссии воинственного заступничества Михаил выступает в роли ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также "ангелом предстояния", стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим (Книга Еноха 9, 1; 40, 2; 90, 22; Таргум Иов 22, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ Михаила сливается с Метатроном, а в функции вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.) - с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом - хранителем таинственных письмен, и среди них - магических слов, которыми были сотворены небеса и земля (для сравнения: книга Еноха 60, 12). Отсюда его функция учителя. Михаил посвятил в чудеса мироздания Адама и Сифа ("Апокалипсис Моисея" 3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. Здесь проясняется функция Михаила, как посредника между богом и людьми. Михаил выступает также в роли психопомпа - проводника душ, которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход праведникам (эфиопский "Апокалипсис Баруха" 9, 5). Михаилу было поручено взять душу Авраама ("Завет Авраама" 19), он же "говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле" (Новый завет, Послание Иуды 9 и др.). В христианской традиции он несет в облаках тело усопшей богоматери. В православной традиции Михаил играет гармонирующую с исконной ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремеслам (для сравнения: иконография святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых держит архангел Михаил, клейма на иконах "Собора архангела Михаила"). Образ Михаила широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался покровителем князей и ратной славы). Мифологический словарь. |
|