Мария Магдалина (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Мария Магдалина
(то есть уроженка города Мигдал-Эль; древнееврейское migdal; арамейское magdala, "башня")

- в христианских преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа, одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Новый завет, Евангелие от Луки 8, 2). После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием (Новый завет, Евангелие от Марка 15, 40-41; Евангелие от Луки 8, 3), присутствовала на Голгофе при его кончине (Новый завет, Евангелие от Матфея 27, 56 и др.) и была свидетельницей его погребения (Новый завет, Евангелие от Матфея 27, 61 и др.). После того как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами пошла к могиле Христа, нашла ее пустой и была извещена ангелом о воскрешении Христа (Новый завет, Евангелие от Марка 16, 1-8). Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, она не узнала его, приняв за садовника; после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему ее остановили его слова: "Не прикасайся ко мне"; на нее была возложена миссия - возвестить о воскресении апостолам (Новый завет, Евангелие от Иоанна 20, 14-18).
___ Византийская литература повествует о прибытии Марии Магдалины в Эфес к Иоанну Богослову, об участии ее в его апостольских трудах, о смерти от недуга, погребении и перенесении останков в 9-10 веках в константинопольский монастырь святого Лазаря. Однако в западной традиции Мария Магдалина отождествляется с Марией, сестрой Марфы и Лазаря Четверодневного, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей в доме у некоего Симона, возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отершей их своими волосами (Новый завет, Евангелие от Марка 14, 3-9; Евангелие от Луки 7, 37-50). Так Мария Магдалина становится образом кающейся блудницы. В то же время "башня" (буквальное значение топонима Мигдал) понимается как рыцарский замок и все семейство принимает феодальные черты. В легенде сообщаются апокрифические подробности: имена родителей Марии Магдалины (Сир и Евхария) и др. Иногда рассказывается, что Мария Магдалина была невестой Иоанна Богослова, отвергшего брак с ней из любви к девственности и ради полного служения Христу. Особенно много повествуется о ее проповеднической деятельности (в связи с которой она в православной традиции получает прозвище "равноапостольной"). По западным преданиям она вместе со святыми Максимианом, Мартелом и Кидонием, а также со своим братом и сестрой направилась для проповеди христианства в Галлию и прибыла в Массилию (Марсель) или в устье Роны (где город Сент-Мари-де-ла-Мер традиционно связан с ее почитанием). Затем она удалилась в пустыню, где предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи (мотив, пришедшщий, возможно, из жития Марии Египетской); ее распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими все ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили ее в небесные высоты. Перед смертью ее по воле провидения находит священник, которому она рассказывает свою жизнь и от которого принимает последнее причастие (для сравнения: предсмертная встреча Марии Египетской с Зосимой). Местонахождение мощей Марии Магдалины традиция связывала с французским городом Везле. Еще более позднее предание, распространившееся и в православных странах, заставляет Марию Магдалину в период ее апостольской деятельности встретиться с римским императором Тиберием и поднести ему в дар крашеное пасхальное яичко со словами "Христос воскрес!".
___ Образ Марии Магдалины играет важную роль в литературе гностицизма ("Пистис София", Евангелие от Филиппа), где она выступает как получательница откровения. Наиболее устойчивый литературный и иконографический мотив, прослеживаемый от раннехристианского искусства до картины А.А.Иванова, от первых опытов средневекового театра и стихов Филиппа Гревского (12-13 века) до новейшей поэзии, - момент когда воскресший Христос говорит Марии Магдалине: "На прикасайся ко мне!".

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz