Иуда Искариот (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Иуда Искариот
(Иуда - "бог да будет восславлен"; Искариот - "человек из Кериота", где Кериот - обозначение населенного пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу; выдвинута также версия: Искариот-"красильщик")

- в христианских религиозно-мифологических представлениях один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа. Сын некоего Симона; если традиционное истолкование прозвища (первое из приведенных выше) и отождествление Кериота с Кириафом верны, - уроженец Иудеи, чуть ли не единственный среди других учеников Христа - уроженцев Галилеи (Северной Палестины). Иуда Искариот ведал общими расходами общины учеников Христа, нося с собой "денежный ящик" для подаяний (Новый завет, Евангелие от Иоанна 12, 6); этот род служения часто ассоциировался с корыстным характером его устремлений (евангельский текст прямо обвиняет Иуду Искариота в недобросовестном исполнении обязанностей казначея). Резкое осуждение со стороны Иуды Искариота вызывает щедрость Марии из Вифинии (в средневековой западной традиции отождествлена с Марией Магдалиной), в ритуальном акте помазавшей ноги Христа драгоценным нардовым миром (Новый завет, Евангелие от Иоанна 12, 2-6; в Евангелии от Матфея 26, 8-9 и Евангелии от Марка 14, 4-5 в этой сцене такая реакция приписывается и другим ученикам). Христианская традиция связывает именно с этим моментом созревание в душе Иуды Искариота воли к предательству, вложенной в него дьяволом. Далее евангельское повествование сообщает, что Иуда Искариот пошел к "первосвященникам" и предложил свои услуги: "что вы дадите мне, и я вам предам его?" (Новый завет, Евангелие от Матфея 26, 15; для сравнения: Новый завет, Евангелие от Марка 14, 16; Евангелие от Луки 22, 4). Назначенная цена - тридцать сребренников (для сравнения: Ветхий завет, Книга пророка Захарии 11, 12-13). На тайной вечере Иуда Искариот возлежит, по-видимому, в непосредственной близости от Христа, он слышит его слова: "один из вас предаст меня" (Новый завет, Евангелие от Иоанна 13, 21)В знак того, что это сделает именно Иуда Искариот, Христос подает ему обмокнутый кусок хлеба (Новый завет, Евангелие от Иоанна 13, 26). Иуда Искариот остается нераскаянным, и дьявол (сатана), вложивший в сердце Иуды Искариота помысел о предательстве, теперь окончательно "входит" в Иуду Искариота (Новый завет, Евангелие от Иоанна 13, 27). После слов Христа: "что делаешь, делай скорей" - он выходит из освещенной горницы в ночь (выразительный символ извержения себя самого из сакрального круга во "тьму внешнюю", для сравнения: Новый завет, Евангелие от Матфея 8, 12 и 22, 13). Иуда Искариот ведет толпу, посланную схватить Христа, на известное ему место к востоку от Иерусалима, за потоком Кедрон, и помогает своим поцелуем быстро опознать Христа в ночной темноте: "Кого я целую, тот и есть, возьмите его" (Новый завет, Евангелие от Матфея 26, 48 и др.). Это была ценная услуга; и все же существует несомненный контраст между ее сравнительной малостью и духовным значением, которое традиция признает за событием предательства одного из избранников. Попытки элиминировать этот контраст, иначе понимая объем предательского деяния Иуда Искариота (предполагая, например, что он выдал своим нанимателям те или иные "криминальные" высказывания Христа или аспекты его учения), встречающиеся в науке 20 века (у А.Швейцера и др.), не имеют никакой опоры в евангельском повествовании. Контраст входит в структуру евангельской ситуации: моральное зло поступка Иуды Искариота и его значимость как вечной парадигмы отступничества, предательства не измеряется практической значимостью этого поступка. С упомянутой парадигматичностью предательства Иуды Искариота связано и отсутствие в евангельском повествовании его психологической мотивировки (корыстолюбие Иуды Искариота, упоминаемое Евангелием от Иоанна, - отнюдь не сущность его выбора, а разве что щель, делающая его доступным внушениям дьявола). Предательство Иуды Искариота непосредственно предвосхищает выступление антихриста; недаром он характеризуется словосочетанием "сын погибели" (Новый завет, Евангелие от Иоанна 17, 12), примененное в Новом завете также к антихристу (Новый завет, 2-е послание к фессалоникийцам 2, 3). Однако после совершения "дела предательства" дьявольская инспирация оставляет Иуду Искариота; узнав об осуждении Христа судом синедриона и выдачу его на расправу Понтию Пилату, Иуда Искариот в раскаянии возвращает тридцать сребренников своим нанимателям со словами: "согрешил я, предав кровь невинную" (Новый завет, Евангелие от Матфея 27, 4). Эта "цена крови" создает казуистическую проблему: деньги выданы из храмовой кассы, но не могут быть в нее возвращены по причине лежащей на них скверны. Для решения этой проблемы (и, как намекает евангельский текст, во исполнение пророчеств, Ветхий завет, Книга пророка Иеремии 32, 9 и Книга пророка Захарии 11, 12) их выплачивают за земельный участок некоего горшечника, на котором устраивают кладбище для иноземцев (Новый завет, Евангелие от Матфея 27, 6-7). Иуда же в отчаянии удавился (Новый завет, Евангелие от Матфея 27, 5). В соответствии с древним принципом "проклят пред богом всякий повешенный на дереве" (Ветхий завет, Второзаконие 21, 23), восходящим к архаическим ритуалам казни как заклания в жертву, повешенный на древе креста Христос, принявший на себя проклятие человечества, и повесившийся Иуда Искариот, несущий бремя собственного проклятия, представляют собой многозначительную симметричную антитезу, не раз дававшую пластический мотив для изобразительного искусства. Фольклор дает различные идентификации древа, на котором повесился Иуда Искариот ("иудино дерево", осина, которая с тех пор не перестает дрожать, и др.). По другому новозаветному сообщению о смерти Иуды Искариота, "когда низринулся [он], расселось чрево его, и выпали все внутренности его" (Новый завет, "Деяния апостолов" 1, 18). Оба сообщения обычно примиряли, принимая, что Иуда Искариот сорвался или был снят с дерева еще живым, после чего умер от какой-то таинственной болезни (традиция, зафиксированная около 130 года христианским автором Папием Гиерапольским, говорившем о страшном распухании тела Иуды Искариота). Место Иуды Искариота в кругу двенадцати апостолов было по жребию передано Матфию (Новый завет, "Деяния апостолов" 1, 25-26).
___ Гностическая секта каинитов понимала предательство Иуды Искариота как исполнение высшего служения, необходимого для искупления мира и предписанного самим Христом; эта точка зрения, находящаяся в резком противоречии со всей христианской традицией, была высказана во 2 веке и нашла некоторые отголоски в литературе 20 века. Средневековая апокрифическая литература, напротив, расписывала образ Иуды Искариота как совершенного злодея во всем, детализируя легенду о его жизни до встречи с Христом. Согласно этой легенде, ставящей своего героя в один ряд с Эдипом и другими непредумышленными отцеубийцами и кровосмесителями мифологий всего мира, Иуда Искариот был отпрыском четы жителей Иерусалима - Рувима-Симона из колена Данова (или Иссахарова) и жены его Цибореи. Последняя в ночь зачатия видит сон, предупреждающий, что сын ее будет вместилищем пороков и причиной гибели иудейского народа. Родители кладут новорожденного в осмоленную корзину из тростника (как Моисея, для сравнения: Ветхий завет, Исход 2, 3) и отдают на волю морских волн; корзина приплывает к острову Скариот (вымышленному), от которого Иуда Искариот якобы и получил прозвище. Бездетная царица острова воспитывает младенца, как своего сына; однако через некоторое время у нее рождается настоящий сын, а Иуда Искариот, впервые проявляя свое злонравие, чинит непрерывные обиды мнимому брату. Выведенная из себя царица открывает секрет; Иуда Искариот в стыде и ярости убивает царевича и бежит в Иерусалим, где поступает на службу к Пилату и снискивает его особое расположение. Рядом с дворцом Пилата лежит сад Рувима-Симона; Пилат смотрит через стену, ощущает вожделение к плодам, виднеющимся в этом саду и посылает Иуду Искариота воровать их. При исполнении этого щекотливого дела Иуда Искариот сталкивается с хозяином сада и в перебранке убивает его, что остается никем не замеченным; Пилат дарит Иуде Искариоту всю собственность покойного и женит его на вдове, то есть на матери Иуды Искариота. Узнав из причитаний своей жены тайну своих отношений к Рувиму-Симону и Циборее, Иуда Искариот отправляется к Христу, чтобы получить от него прощение своих грехов; затем следуют евангельские события.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz