Исав (Персонажи библейской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Исав
("волосатый")

- в ветхозаветном предании сын Исаака и Ревекки, старший брат-близнец Иакова. Имя Исав объясняется тем, что Исав вышел из чрева матери "весь как кожа косматый". Соперничество Исава (второе имя Едом) с Иаковом началось еще во чреве матери, продолжалось на протяжении дальнейшей жизни братьев и отразилось в позднейшей судьбе Едома (идумеев) - племени потомков Исава, враждовавших с Израилем - потомками Иакова. Предзнаменованием будущего соперничества между братьями-близнецами, характерного для архаического близнечного мифа было и то, что при их рождении Иаков (чье имя осмысляется, в частности, по созвучию с еврейским aqeb, "пята"), схватил за пяту своего брата Исава. Отношения между Исавом и Иаковом строятся на противопоставлениях: охотник Исав ("человек, искусный в звероловстве, человек полей") - пастух Иаков ("человек кроткий, живущий в шатрах"); любимец отца (Исав) - любимец матери (Иаков); старшщий брат (Исав) - младший; неудачливый - удачливый; простак, заботящийся о простых жизненных удовольствиях, - хитрец, строящий планы на будущее. Голодный Исав продает свое право первородства брату за чечевичную похлебку. Параллель для этого мотива (Ветхий завет, Бытие 25, 29-34) обнаружен в клинописных табличках 1-й половины 2-го тысячелетия до н.э. из Нузи, где описывается продажа одним братом другому за бесценок унаследованной им рощи плодовых деревьев. По наущению матери Иаков перед слепым отцом выдает себя за Исава и получает от того благословение. Когда Исав, вернувшийся с полей, приходит к отцу и обман раскрывается, благословение, обманом полученное Иаковом, не может быть взято обратно; исполненный ненависти к Иакову, Исав грозит убить его, после чего Иаков отправляется в Месопотамию. Однако после возвращения Иакова братья примиряются (Ветхий завет, Бытие 33).
___ В отличие от других мотивов предания об Исаве, обнаруживающих мифологический или литературный характер, исторические черты могли отразиться в рассказе о женах Исава. После того, как Исав женился на двух женщинах хеттского племени, чем огорчил своих родителей (Ветхий завет, Бытие 26, 34-35), он берет себе в жены "сверх других своих жен" дочь Измаила Махалафу (Ветхий завет, Бытие 28, 9) и селится на горе Сеир (Ветхий завет, Бытие 36, 8; в ветхозаветной традиции гора Сеир связыватся с хурритами).

Мифологический словарь.
В.В.Иванов



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz