Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Исаак
("бог да воссмеется", в значении "да взглянет милостиво")
- в преданиях иудаизма, сын Авраама и Сарры, наследник "завета" Авраама с Яхве, отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен израилевых. Согласно ветхозаветному повествованию, Авраам дожил до 99 лет, не имея иного сына, кроме Измаила от Агари, рабыни Сарры; однако Яхве в видении торжественно обещает Аврааму чудо рождения Исаака от 100-летнего отца и 90-летней матери (Ветхий завет, Бытие 17, 16-21); услышав это обещание, Сарра "внутренне рассмеялась" [Ветхий завет, Бытие 18,12-13; народная этимология (Ветхий завет, Бытие 21, 6) истолковывает имя Исаак, как воспоминание об этом]. Невозможность по законам природы зачатия Исаака (а значит и появления "избранного народа", который должен от него произойти) подчеркивается позднейшими иудаистическими легендами; так, в талмудическом трактате Шаббат 156а приводится версия, согласно которой даже астрологический гороскоп Авраама показал отсутствие у него законного сына от Сарры (на эту версию ссылались, обосновывая положение, по которому астрологические прогнозы не имеют силы для верующего в Яхве). С другой стороны, этот сюжет выявляет общую парадигматическую схему рождения от бесплодной матери или от престарелых родителей, встречающуюся и в Ветхом завете (история рождения Самуила, 1-я книга Царств 1), но занимающую особо важное место в христианских преданиях (рождение девы Марии от Иоакима и Анны, рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы). Согласно ряду послеветхозаветных версий, Исаак родился в месяце ниссане (соответствует марту-апрелю, поре празднования еврейской пасхи), в полдень (солярная черта). На восьмой день Исаак был обрезан; по случаю отлучения Исаака от груди Авраам устроил большой пир (Ветхий завет, Бытие 21, 4 и 8). Агадические легенды добавляют, что на нем были посрамлены злые языки, оспаривавшие чудесное материнство престарелой Сарры и утверждавшие будто Исаак - либо усыновленный подкидыш, либо сын Агари: Сарра накормила своей грудью всех младенцев, бывших с матерями на многолюдном пиршестве. После этого оставалось усомниться только в отцовстве Авраама; но тогда бог придал Исааку необычайное, чудесное сходство с отцом, доходившее до неразличимости, и для сомнений не осталось места (этот популярный сюжет повторяется и в ряде мидрашистских текстов, а также в вавилонском Талмуде, трактат Сангедрин 107б). Затем библейское повествование сообщает, что Измаил как-то "насмехался" над Исааком, после чего Агарь с Измаилом были изгнаны по настоянию Сарры, подтвержденному словом Яхве (Ветхий завет, Бытие 21, 9-14). Испытывая Авраама, Яхве приказывает ему принести Исаака в жертву на горе в "земле Мориа". По поздней версии, дублирующей вступительный эпизод истории Иова, испытание Авраама было спровоцированно обвинительным выступлением сатаны, оспаривавшего его благочестие (трактат Сангедрин 89б и др.). Толкователи сообщают также об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить Исаака к возмущению против своей жертвенной участи; однако Исаак остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам (Берешит рабба 56). Когда связанный Исаак уже лежит на жертвеннике, а над ним занесен нож отца, явление ангела Яхве останавливает жертвоприношение, а в жертву идет баран, запутавшийся рогами в ветвях поблизости от жертвенника (Ветхий завет, Бытие 22, 9-13). Смысл эпизода имеет много аспектов: это одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений, и фиксация момента их принципиальной отмены, и требование готовности принести в жертву свою собственную волю. ___ Далее повствуется, что в 37-летнем возрасте Исааку приходится пережить смерть матери, а еще через три года Авраам посылает своего домоправителя Елеазара в Месопотамию, в край своих родичей, за невестой для Исаака. Эпическое сватовство оказывется благополучным, и Елеазар возвращается с Ревеккой, внучатой племянницей Авраама (Ветхий завет, Бытие 24, 2-67). Брак долго остается бесплодным; наконец после молитв Исаака рождаются близнецы Исав и Иаков, начавшие распрю уже в чреве матери. Во время голода Исаак переселятся в Герар, где из страха перед опасностью для жизни из-за возможных посягательств царя Авимелеха на Ревекку, выдает ее за свою сестру (Ветхий завет, Бытие 26, 7), точно так, как Авраам делал это с Саррой. Благословение Яхве приносит стадам и посевам Исаака необычайное плодородие, так что его возросшее богатство внушает филистимлянам Герара зависть; они его изгоняют, но затем, признав над ним покровительство божества, заключают с ним союз. Под старость Исаак слепнет; между тем его предпочтение принадлежит Исаву, как предпочтение Ревекки - Иакову. Исаак посылает Исава на охоту, обещая по вкушении добытой им дичи торжественно благословить его (делая тем самым наследником обетований Яхве Аврааму); но Ревекка подсылает к незрячему Исааку Иакова, который обманом получает благословение Исаака; обиженный Исав угрожает тотчас после смерти Исаака убить брата, так что Исаак отсылает Иакова в Месопотамию, дав ему новое благословение. Прожив 180 лет, Исаак дожил до возвращения Иакова с Лией, Рахилью и детьми из Месопотамии и похоронен обоими сыновьями (Ветхий завет, Бытие 35, 29) в пещере Махпела. Мифологический словарь. |
|