Иов (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Иов

- в иудаистических и христианских преданиях страдающий праведник, испытываемый сатаной с дозволения Яхве; главный персонаж ветхозаветной книги Иова. Страдающий праведник - центральный образ древних литератур Ближнего Востока (аналогии: вавилонская поэма "О невинном страдальце", египетская "Сказка о двух братьях" и др.). Судя по упоминанию в ветхозаветной книге Иезекииля (начало 6 века до н.э.), имя Иов было наряду с именами Ноя и Даниила обозначением (на уровне ходячей поговорки) образцового праведника (Ветхий завет, Книга пророка Иезекииля 14, 14 и 20). Датировка книги Иова неясна (5-4 века до н.э.?), а структура и становление текста в известном нам объеме представляют много нерешенных проблем; не исключено присутствие в составе книги более раннего материала и более позних вставок (вероятно, речи Элиу, описания бегемота и левиафана и др.). Об Иове сказано, что он был "прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла" (Ветхий завет, Книга Иова 1, 1; здесь и ниже перевод автора, цитируется по книге "Поэзия и проза Древнего Востока", издательство "Мысль", 1973 г.); вначале возникает образ искренней истовости богатого патриархального главы рода, неуклонно блюдущего себя от греха и во всем поступающего как должно. Называется число его сыновей, дочерей, скота, причем все время повторяются сакральные числа семь, три, пять, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (Ветхий завет, Книга Иова 1, 2-3). При встрече с сатаной Яхве спрашивает: "Приметило ли сердце твое раба моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он" (Ветхий завет, Книга Иова 1, 8). Сатана возражает, что благочестие Иова корыстно, поскольку Яхве охраняет его благосостояние; едва этому будет положен конец, кончится и преданность Иова богу. Яхве принимает вызов и позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на саму личность Иова (Ветхий завет, Книга Иова 1, 12). Четыре вестника беды поочередно сообщают Иову о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, наконец, сыновей и дочерей (Ветхий завет, Книга Иова 1, 14-19). Иов раздирает на себе одежду, обривает главу в знак траура, повергается на землю и произносит слова, достойные его прежней истовости: "Господь дал, господь и взял - благословенно имя господне!" (Ветхий завет Книга Иова 1, 21). Сатана вновь предстает перед Яхве и предлагает распространить испытание на тело Иова, на его "кость" и "плоть" (Ветхий завет, Книга Иова 2, 4-5). Яхве снова дает согласие, требуя только, чтобы Иову была сохранена жизнь, и сатана наводит на Иова страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа); "и взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла" (Ветхий завет, Книга Иова 2, 8). Вера Иова в справедливый божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза; Ветхий завет, Книга Иова 3, 17-22; 24, 3-12), вплоть до сомнения в божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена Иова: "похули бога и умри" (Ветхий завет, Книга Иова 2, 9). Противоположный выход предлагают трое друзей Иова (их горячим, саркастическим спором занята большая часть книги Иова - главы 3-31): если всякое страдание есть налагаемое богом наказание, то Иов должен умозаключить от своего страдания к своей виновности. Но Иов решительно возражает друзьям: "Или вы для бога будете лгать и неправду возвещать ради него, в угоду ему кривить душой, в споре выгораживать его?" (Ветхий завет, Книга Иова 13, 7-8). После "докучных утешителей" (Ветхий завет, Книга Иова 16, 2) в спор с Иовом вступает молодой мудрец Элиу (Элигу), переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается богом не как кара, но как средство духовного пробуждения. Последнее слово в споре принадлежит Яхве, который вместо всякого рационалистического ответа забрасывает Иова вопросами о непостижимом устройстве космического целого, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41; выделяется описание чудищ бегемота и левиафана, 40, 10-27; 41, 1-26). Иов объявляет о своем смиренном раскаянии. Приговор Яхве признает правоту Иова перед друзьями, говорившими о боге "не так правдиво" (Ветхий завет, Книга Иова 42, 7), как он; Яхве соглашается помиловать друзей только по молитве Иова (Ветхий завет Книга Иова 42, 8). После молитвы Иова близкие приходят утешать Иова и осыпать его дарами (Ветхий завет, Книга Иова 42, 11). Яхве возвращает Иову все богатство в сугубой мере, у Иова рождаются новые семь сыновей и три дочери (Ветхий завет, Книга Иова 42, 13). В этом новом блаженстве Иов живет еще 140 лет и умирает, "насытясь днями" (Ветхий завет, Книга Иова 42, 16-17).
___ В Септуагинте книга Иова имеет приписку, в которой со ссылкой на "сирийскую книгу" сообщается, что первоначальное имя Иова - Иовав (эдомитское имя?; аналогия: Ветхий завет, Бытие 36, 33), его родина - Авсетида "на пределах Идумеи и Аравии"; дается генеалогия Иова, восходящая в пятом колене через Исава к Аврааму.
___ В талмудической литературе Иов служит предметом разноречивых суждений. По разному определялось время книги Иова - от времен Авраама, Иакова или Моисея до времен Эсфири. Высказывалось также мнение, что повествование о нем - притча ("машал"). По одной из версий, Иов своими силами познал Яхве, служил ему из любви, праведностью превзошел даже Авраама; в талмудическом трактате Сота 35а сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. По другому мнению (резко противоречащему тексту книги), он был врагом Израиля - языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков; этим он будто бы и заслужил свои страдания (трактаты Сангедрин 106а и Сота 11а; такая роль сближает Иова с Валаамом). Продолжительность испытания Иова определяется Мишной в 1 год; а позднеиудейским грекоязычным апокрифом "Завещание Иова" - в 7 лет; продолжительность всей жизни Иова - 210 лет.
___ В исламе образ Иова трансформировался в образ Айюба. В европейском средневековье этот образ односторонне воспринимался как идеал примерной покорности.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz