Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Иосиф Прекрасный
(Иосиф - "бог да умножит")
- в традиции иудаизма, христианства и ислама (Йусуф) сын Иакова и Рахили (младший из одиннадцати сыновей Иакова, рожденных в Месопотамии); через своих сыновей Ефрема и Манассию ("дом Иосифа") прародитель двух колен Израилевых. ___ Согласно библейскому повествованию об Иосифе (в начале повествования его возраст - 17 лет), в юности он был предметом особой привязанности отца, как "сын старости его" (Ветхий завет, Бытие 37, 3); на правах любимчика он получил разноцветную кетонет (род рубахи, название родственно греческому "хитон") - редкость в пастушеском быту рода. Особое положение Иосифа в семье навлекает на него зависть братьев (Ветхий завет, Бытие 37, 4), которая обостряется как от того, что Иосиф передавал отцу какие-то порочащие их сведения (Ветхий завет, Бытие 37, 2), так и под впечатлением от двух сновидений Иосифа [во всей истории Иосифа особую роль играют вещие сны, при этом Иосиф выступает то как "сновидец" (Ветхий завет, Бытие 37, 19), то как толкователь снов]. В обоих сновидениях то в растительных образах (снопы, связанные братьями кланяются снопу, связанному Иосифом), то в астральных (солнце, луна и 11 звезд - символ отца, матери и братьев - поклоняются Иосифу) прозрачно рисуется первенство Иосифа в роду. Когда отец посылает Иосифа проведать братьев, кочующих со стадами близ Дофана, братья решают, что час их мести настал, и только заступничество Рувима (старшего из братьев) спасает Иосифа от немедленного умерщвления; с него срывают кетонет (обнажение магико-символически соотнесено с идеей смерти, по аналогии с шумерским сказанием о сошествии Инанны в царство мертвых) и бросают его в пустой колодец (в русском переводе - "ров") - еще один символ смерти и шеола (в том же семантико-символическом ряду находится "ров львиный", куда бросают Даниила). В колодце Иосиф оставлен на медленную смерть. Появляется караван купцов-измаильтян, направляющийся в Египет; Иуда призывает не губить жизнь Иосифа (возможно, перед нами контаминация двух версий, одна из которых рисовала заступником Иосифа Рувима, а друга - Иуду), но продать его купцам для перепродажи в Египет (Ветхий завет, Бытие 37, 26-27). Иосиф извлечен из колодца и продан измаильтянам (также именуемым мадианитянами). Братья закалывают козла и обмакивают в его крови кетонет Иосифа, чтобы Иаков поверил, будто его любимец растерзан хищным зверем (Ветхий завет, Бытие 37, 31-33; козел или козленок, заколотый "вместо" Иосифа и в некотором смысле "поменяющий" его, как агнец заменил приносимого в жертву Исаака, - образ, соотносящий эпизод с символикой шумерских плачей Инанны по Думузи, а также с обрядностью жертвоприношений). В Египте Иосиф продан Потифару, начальнику телохранителей фараона (Ветхий завет, Бытие 37, 36; 39, 1). Он скоро оказывается любимцем своего господина (позднейшие предания живописно рисуют его успех в предупреждении желаний Потифара - кубок в руке Иосифа сам собой делается горяч, если господину хочется горячего вина, и холоден, если ему хочется холодного, и т.п.); Потифар доверяет ему управление домом и все свои дела. Но Иосифу предстоит новое испытание: жена Потифара влюбляется в красоту Иосифа (редкий для библейского повествования случай упоминания прекрасной внешности) и требует удовлетворить ее вожделение. Так Иосиф оказывается в ситуации целомудренных мужских персонажей, искушаемых злыми женщинами, - Баты (из египетской сказки о двух братьях), Ипполита, Беллерофонта (агадисты, сравнивая Иосифа как жертву тяжкого искушения с Авраамом и Иовом, в то же время полагают, что Иосиф накликал на себя несчастье своим щегольством, от которого должен был бы воздерживаться из скорби по отеческому дому). На соблазн Иосиф отвечает строгим отказом (Ветхий завет, Бытие 39, 8-9). В конце концов жена Потифара, оставшись наедине с Иосифом, хватает его за одежду, так что ему приходится бежать, оставив одежду в ее руках; эту одежду она использует, обвиняя его в покушении на ее целомудрие (подобно жене Анубиса из той же египетской сказки, Федре и жене Прета). Потифар ввергает Иосифа в темницу, "где заключены узники царя" (Ветхий завет, Бытие 39, 20; новое подобие шеола). Однако способность Иосифа снискивать расположение всех, в чьих руках он оказывается, продолжает действовать: начальник темницы ведет себя так же, как Потифар, доверяя Иосифу все свои дела, и ставит его над заключенными (Ветхий завет, Бытие 39, 21-23). Между тем в темницу поступают двое знатных узников - виночерпий и хлебодар фараона. Иосиф толкует их вещие сны. Виночерпию, увидевшему во сне виноградную лозу с тремя лозами, из гроздьев которой он выжал сок в чашу фараона, Иосиф предсказывает, что через три дня тот будет восстановлен в своем положении, и просит его не забыть Иосифа и сказать фараону о его невиновности; хлебодару, которому снилось, что у него на голове три корзины с хлебными кушаньями для фараона, но птицы их расклевали, Иосиф предсказывает, что через три дня он будет казнен и плоть его раcклюют птицы (Ветхий завет, Бытие 40, 9-19). Оба предсказания исполняются, однако реабилитированный виночерпий забывает просьбу Иосифа. Через два года фараон видит сон о семи тучных коровах, пожранных семью тощими коровами, сон о семи хороших колосках, которые пожраны семью иссушенными колосками (Ветхий завет, Бытие 41, 1-7). ___ Жрецы, мудрецы и гадатели не могут истоковать сновидений; тогда виночерпий вспоминает, наконец, об Иосифе. Фараон посылает за Иосифом. Приступая к истолкованию сна, Иосиф, в отличие от языческого гадателя и подобно Даниилу в аналогичной ситуации (Ветхий завет, Книга пророка Даниила 2, 28-30), подчеркивает: "это не мое, но бог даст ответ во благо фараону" (Ветхий завет, Бытие 41, 16). Выслушав оба сновидения, он утверждает, что они тождественны по своему смыслу: ближайшие семь лет будут для Египта особенно плодородными (коровы - символ скотоводства, колоски - земледелия), а за ними последуют семь лет жестокого недорода. Поэтому фараон должен заблаговременно назначить "мужа разумного и мудрого" для сбора по всей стране избытка хлеба в годы изобилия, чтобы запасы помогли выдержать голодные годы (Ветхий завет, Бытие 41, 26-36). Фараон дарует Иосифу экстраординарные полномочия, ставя его над всеми своими делами, "над всею землею египетскою" (Ветхий завет, Бытие 41, 41). Он надевает на палец Иосифа перстень со своего пальца (овеществление магии власти), дает ему почетное египетское имя Цафенат-панеах ("говорит бог: да живет он") и отдает в жены египтянку Асенеф [ее имя означает "принадлежащая (богине) Нейт"], дочь Потифера, жреца в городе Он (греческое Гелиополь; Ветхий завет, Бытие 41, 42-45). Такое возвышение в египетском государстве иноземца-семита соответствует условиям эпохи господства гиксосов (около 1700 - около 1580 до н.э.), когда хапиру (или хабиру), возможно, предки какой-то ветви древнееврейского народа, играли в стране очень заметную роль. Возраст Иосифа в этот момент его жизни - 30 лет, символическое совершеннолетие (возраст Давида при воцарении во Второй Книге царств 5, 4 и Иисуса Христа при выходе на проповедь, Новый завет, Евангелие от Луки 3, 23). ___ Затем следую семь лет изобилия, во время которых у Иосифа рождаются сыновья Манассия и Ефрем; под управлением Иосифа по всему Египту собирают пятую часть урожая, и таким образом накапливаются небывалые запасы (Ветхий завет, Бытие 41, 47-53). При наступлении семи лет голода, распространяющегося не только на Египет, но и на окрестные страны, Иосиф продает хлеб из житниц фараона египтянам и чужеземцам (Ветхий завет, Бытие 41, 54-57). Голод заставляет Иакова послать 10 своих сыновей (исключив Вениамина) в Египет; братья приходят в числе других покупателей хлеба. Иосиф тотчас узнает братьев, но они его не узнают; он оказывает им суровый прием, обвиняет в шпионских намерениях и заставляет дать сведения о составе своей семьи. Упоминание в разговоре о Вениамине (единственном единоутробном брате Иосифа) дает Иосифу возможность потребовать, чтобы Вениамин явился к нему; сначала он даже намерен задержать под стражей всех, кроме одного, кто пойдет в Ханаан за братом, но в конце концов отпускает домой с хлебом "ради голода семейств ваших" (Ветхий завет, Бытие 42, 19) всех, кроме оставленного заложником Симеона. Печальное приключение приводит братьев к покаянному воспоминанию об Иосифе, которого они некогда продали; они говорят на эту тему при Иосифе, не зная, что он понимает их ханаанейскую речь. Между тем испытание продолжается. Плата, внесенная братьями за хлеб, по приказу Иосифа тайно подложена в мешки с хлебом, что немало их смущает. По возвращении домой переданное ими требование прислать Вениамина приводит в ужас Иакова. Однако голод снова усиливается, закупленные в Египте припасы съедены, и Иуда решительно просит отца отпустить Вениамина, лично ручаясь за его целость (Ветхий завет, Бытие 43, 8-10; ранее 42, 37), с подобным же ручательством выступает Рувим, поэтому и здесь, как в момент расправы с Иосифом, роль Рувима как изначального носителя прав первородства и Иуды как их окончательного держателя параллельна). Иаков соглашается, дав сыновьям дары для Иосифа и строго наказав вернуть найденное ими в мешке серебро. Иосиф на сей раз принимает братьев милостиво и устраивает пир, на котором оказывает Вениамину особое внимание; от любви к Вениамину он не может сдержать слез и удаляется, чтобы поплакать (Ветхий завет, Бытие 43, 16-34). Накануне отъезда братьев он велит снова подложить в мешки плату за хлеб, а в мешок Вениамина - свою собственную серебряную чашу. Не успевают пришельцы отойти от города, как их нагоняет весник, обвиняет в краже чаши и чинит общий обыск, во время которого чаша находится. Смущенные братья возвращаются в дом Иосифа, и Иуда выражает готовность стать рабом Иосифа, лишь бы был отпущен Вениамин (Ветхий завет, Бытие 44, 1-34). Теперь игра может окончиться, поскольку раскаяние братьев в небратском поведении по отношению к Иосифу доказана на деле; наступает слезная перипетия: "И громко зарыдал он, и услышали египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились перед ним" (Ветхий завет, Бытие 45, 1-3). Теперь разъясняется внеличный, ориентированный на родовое смысл судьбы Иосифа: ему для того и пришлось претерпеть продажу на чужбину, чтобы он мог в голодное время уготовать своим родичам прибежище в Египте. Братьям Иосиф велит возвращаться домой, чтобы передать отцу приглашение переселяться со всем родом в Гесем (Гошен) - пограничную восточную часть Нижнего Египта, где пришельцы могли вести на хороших пастбищах привычную им пастушескую жизнь. Фараон разрешает Иосифу снабдить братьев египетскими колесницами для перевозки семей. Весть о том, что Иосиф жив, доходит до Ханаана: "тогда ожил дух Иакова, отца их" (Ветхий завет, Бытие 45, 27). Весь род с Иаковом во главе откочевывает в Египет, и Иосиф выезжает навстречу отцу; их встреча снова не обходится без обильных слез, вообще характерных для необычно чувствительной атмосферы сюжета в целом. Иаков, как отец первого вельможи царства представлен лично фараону (Ветхий завет, Бытие 47, 7-10); весь род пользуется благоденствием в Гесеме, исправно получая хлебный рацион от Иосифа. Между тем жители Египта уже отдали Иосифу и фараону за хлеб все серебро и весь скот, а недороды все продолжались; в конце концов они умоляют купить в рабство фараону их самих вместе со всей их землей; и так фараон делается полновластным владельцем всего Египта за вычетом одних только храмовых земель (Ветхий завет, Бытие 47, 13-26). Приближается смерть Иакова, который призывает к себе Иосифа, благословляет его сыновей, а самому Иосифу дает такое благословение: "Иосиф - отрасль плодоносного дерева над источником... Оттуда пастырь и твердыня Израилева,... от всемогущего, который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы" (Ветхий завет, Бытие 49, 22-25). Здесь выразительно суммирована связь образа Иосифа с мифологической и культовой символикой плодородия (ни в какой мере, однако, не превращабщая самого Иосифа в божество плодородия). Мертвое тело Иакова Иосиф отдает мумифицировать по египетскому обычаю (что осуждалось позднейшими иудейскими толкователями) и затем погребает в Ханаане, в пещере Махпела (Ветхий завет, Бытие 50, 15-21). Сам Иосиф умирает в возрасте 110 лет, взяв с соплеменников обещание, что при исходе из Египта, они возьмут с собой его останки (Ветхий завет, Бытие 50, 22-25), что впоследствии было исполнено (Ветхий завет, Исход 13, 19), кости его погребли в Сихеме. ___ В агадических легендах отмечалась его скромность и доброта к братьям. Однако игра Иосифа с братьями, не узнавшими его, иногда подвергалась критике; с этой виной Иосифа даже связывалась его "ранняя" (сравнительно с другими праотцами еврейского народа и вообще героями книги Бытия) смерть в 110-летнем возрасте. Грекоязычный апокриф об Иосифе и Асенеф, по-видимому, возникший в иудейской среде 1-го века (по другим гипотезам, в раннехристианской среде), стилизует образ Иосифа в духе солярной мифологии, эллинистической эстетики и мистериальной обрядности; в центре внимания - страстная любовь Асенеф к божественно-прекрасному Иосифу, приводящая ее к вере в Яхве. Христианские авторы видели в Иосифе как невинном и целомудренном страдальце прообраз Иисуса Христа. Начиная с Корана, легенда об Иосифе получает богатую разработку в мусульманской литературе; разработка эта с позднего средневековья оказывала влияние на литературу иудаизма (например, на "Книгу праведного", 14 век). Мифологический словарь. |
|