Иона (Библейские персонажи)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Иона

- ветхозаветный пророк, персонаж библейской Книги пророка Ионы. Согласно этой книге, Иона получает от Яхве повеление идти в столицу Ассирии Ниневию, чтобы проповедовать в ней о наказании, которое постигнет ее жителей за их злодеяния. Иона, однако, уклоняется от этого поручения и бежит в противоположную сторону - в Иоппию (Яффу), где садится на корабль, чтобы плыть в Фарсис (Испания). Тогда бог поднимает великую бурю и корабельщики-язычники, отчаявшись получить помощь от своих богов, бросают жребий, чтобы таким образом узнать, кто является причиной, постигшего их бедствия. Жребий падает на Иону, который признается, что поклоняется "господу богу небес, сотворившему море и сушу", от которого он бежит, и просит выбросить его в море, ибо причина бури - в его прегрешении. Корабельщики после бесплодных попыток спасти судно вынуждены против своей воли исполнить желание Ионы, и море утихает. Яхве же повелевает большой рыбе (в славянском переводе Библии - кит) проглотить Иону, который остается в ее чреве три дня и три ночи, взывая к богу. Вняв мольбам Ионы, бог приказывает рыбе извергнуть его на сушу.
___ После вторичного повеления Яхве Иона идет в Ниневию и пророчествует там о грядущем (по прошествии сорока дней) разрушении. Проповедь Ионы производит действие, и все население Ниневии объявляет пост и кается в своих грехах (мотив приказания царя Ниневии о днях поста и покаянии находит определенные параллели в клинописных документах 8 века до н.э., содержащих подобные распоряжения ассирийского царя правителям областей); бог прощает ниневийцев, что сильно огорчает Иону, ожидающего зрелища божественного возмездия. Разочарованный Иона просит у бога смерти. Для утешения Ионы, Яхве заставляет быстро вырасти над его головой растение, тень которого очень радует Иону. Но бог тут же посылает червя, который подтачивает растение, и оно увядает; когда же на следующий день Иона начинает изнемогать от зноя, он снова просит о ниспослании смерти, на что бог говорит ему: "Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которое не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?" (Ветхий завет, Книга пророка Ионы 4, 11).
___ По агадической традиции, Иону проглотила рыба, предназанченная для этой цели еще с пятого дня творения; внутренность ее представляла собой просторное помещение, освещявшееся драгоценным камнем, испускавшим большой свет, а глаза ее освещали море. Рыба должна была вскоре пойти в пищу левиафану, но Иона спас ее, за что рыба открыла ему многие тайны, скрытые от взора человека. После того как поистечении трех дней и трех ночей, рыба изрыгнула Иону, его проглотила другая рыба, находившаяся в периоде метания икры, так что Ионе стало тесно, и только тогда он стал молить бога об избавлении.
___ Хотя мифологизированный образ книги пророка Ионы восходит, видимо, к историческому лицу, жившему в Израильском царстве во второй половине 8 века до н.э., сама книга, по мнению ряда исследователей, появилась не ранее 6 века до н.э. и не позднее 200 года до н.э. В введенном в повествование универсально распространенном мифологическом сюжете проглатывания-выплевывания человека морским чудовищем или драконом (Указатель фольклорных мотивов Томпсона 225.1.12) прослеживаются отголоски инициационных, а также солнечных мифов. Традиция экзегетики видела в этом образе символ вавилонского пленения (сходный образ у пророка Иеремии (Ветхий завет, Книга пророка Иеремии 33-34) как наказание за неисполнение народом, исповедующим единобожие, миссионерской роли среди язычников. В новозаветной традиции Иисус Христос предсказывает свою смерть и последующее воскресение на третий день, уподобляя эти события трехдневному пребыванию Ионы в чреве кита (Новый завет, Евангелие от Матфея 12, 39-40). Символ этот сохраняется за раннехристианской традицией, что подтвержается изображением на саркофагах ранних христиан.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz