Иоанн Богослов (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Истоки Сюжеты Традиция Творчество
Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Иоанн Богослов
(/"Яхве милостив"/, Евангелист Иоанн)

- в христианских религиозно-мифологических представлениях любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий центральное место среди двенадцати апостолов; по церковной традиции, Иоанн Богослов - автор четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трех посланий и Апокалипсиса ("Откровение Иоанна Богослова"; в действительности эти сочинения являются сочинениями различных авторов).
___ Иоанн Богослов - сын галилейского рыбака Заведея ("дар мой") и жены его Саломии, одной из мироносиц, младший брат (или брат-близнец) Иакова Старшего; он был учеником Иоанна Крестителя, присутствовал при его словах об Иисусе ("вот агнец божий") и после них пошел за Иисусом (церковная экзегеза отождествляет его с тем, кто пристал к Иисусу вместе с Андреем Первозванным, Новый завет, Евангелие от Иоанна 1, 35-40), Вместе с Петром и своим братом Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Христом дочери Иаира (Новый завет, Евангелие от Марка 5, 37), а также при преображении Христа (Новый завет, Евангелие от Матфея 17, 1; Евангелие от Марка 9, 2; Евангелие от Луки 9, 28) и молении о чаше (Новый завет, Евангелие от Матфея 26, 37; Евангелие от Марка 14, 33). Вместе с братом Иоанн Богослов получил от Христа (Новый завет, Евангелие от Марка 3, 17) прозвище Воанергес, то есть "сыны громовы" (наличие и характер предполагаемой некоторыми исследователями связи с мифологическим мотивом близнецов как сыновей грома проблематичны; в некоторых древних рукописях прозвище отнесено ко всем шести парам апостолов). По-видимому, однако, прозвище это имеет в виду присущую братьям яростную пылкость в том, что касается мессианских чаяний торжества и возмездия (так, когда самаритянское селение отказывается принять Христа, братья хотят по примеру Илии свести на селение огонь с небес). Во время тайной вечери Иоанн Богослов "возлежал на груди Иисуса" (Новый завет, Евангелие от Иоанна 13, 23; церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, "которого любил Иисус"); сам Петр, не решаясь спросить Христа, к кому относится пророчество того о предательстве среди учеников (Иуде Искариоте) просит Иоанна Богослова высказать этот непроизнесенный вопрос (Новый завет, Евангелие от Иоанна 13, 24-25). Предание отождествляет с Иоанном Богословом ученика (Новый завет, Евангелие от Иоанна 18, 15), который вместе с Петром последовал за Христом после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошел сам и провел Петра во двор дома первосвященника Анны. Его твердость в эти часы представляет контраст робости и отчаянию других апостолов. Из всех апостолов об одном лишь Иоанна Богослове ("ученике, которого любил Иисус", Новый завет, Евангелие от Иоанна 19, 20) говорится, что он стоял на Голгофе у креста; умирая, Христос завещал Иоанну Богослову сыновние обязанности по отношению к деве Марии (позднейшие толкователи поясняли, что девственность Иоанна Богослова делала его особенно дойстойным хранителем девственности Марии и что в его лице Мариею были усыновлены все христиане, но прежде всего такие, как он, девственники). Впоследствии Иоанн Богослов был наряду с Иаковым Младшим и Петром одним из "столпов" иерусалимской первообщины (Новый завет, Послание к галатам 2, 9). Таково общецерковное предание, предполагающее очень долгую жизнь Иоанна Богослова (более 100 лет, по некоторым версиям - около 120); сохранились следы локального предания, по которому Иоанн Богослов был казнен вместе со своим братом. В преданиях рассказывается также, что во время царствования императора Домициана Иоанн Богослов был схвачен и сослан на остров Патмос, где, согласно Апокалипсису (Новый завет, "Откровение Иоанна Богослова" 1, 9), имел видения о конечных судьбах мира (отсюда популярная в живописи североевропейского Ренессанса иконография Иоанна Богослова как визионера на Патмосе, а также возможность для названия этого острова быть символом откровения, как в стихотворении Ф.Гёльдерлина "Патмос"). Согласно римской легенде, популярной в средневековой Европе, ссылке предшествовали истязания и попытки умертвить Иоанна Богослова у Латинских ворот Рима; однако ни яд (для сравнения: обещание Христа: "и если что смертоносное выпьют, не повредит им", Новый завет, Евангелие от Марка 16, 18), ни кипящее масло не смогли повредить святому (поэтому западное искусство часто изображало Иоанна Богослова с сосудом в руках, из которого исходит демон яда в виде змейки, а также в котле с маслом, под которым разложен костер, - мотив, также особенно характерный для северного Ренессанса и фиксированный в начале гравюр А.Дюрера на темы Апокалипсиса). Различные легенды связаны с заключительным периодом жизни Иоанна Богослова, который приурочивается к Эфесу. Согласно одной из них (рассказаной Климентом Александрийским, рубеж 2 и 3 веков), Иоанн Богослов обратил в одном малоазийском городе некоего юношу, который, однако, затем поддался действию безудержных страстей и кончил тем, что стал главарем разбойников, уйдя в горы. Иоанн Богослов, узнав об этом, отправился в горы, был схвачен разбойниками и приведен к главарю. Тот при виде Иоанна Богослова пустился бежать, но старец, напрягая все силы, гнался за ним и слезно умолял покаяться: разбойник, тронутый этими мольбами, начал аскетические подвиги покаяния, и Иоанн Богослов разделял с ним подвиги и всячески утешал его. Таинственными легендами окружен конец жизни Иоанна Богослова. Относящиеся к нему слова Христа "если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду" (Новый завет, Евангелие от Иоанна 21, 22) подавали повод полагать, что, подобно Еноху, Мельхиседеку и Илие, чудесно сохранен для грядущего мученического подвига во времена антихриста (заранее увиденные им в откровении на Патмосе). Его прощание с людьми отмечено таинственностью мистерии: но выходит из дома с семью ближайшими учениками, ложится живым в могилу, обращаясь к ученикам: "привлеките матерь мою землю, покройте меня!". Ученики целуют его, покрывают землей до колен, снова целуют, засыпают до шеи, кладут на лицо плат, целуют в последний раз и засыпают до конца. Когда узнавшие об этом христиане из Эфеса пришли и раскопали могилу, они нашли ее пустой (для сравнения: мотив пустого гроба в топике воскресения Христа). Однако на месте могилы каждый год 8 мая появляется тонкий прах, имевший целительную силу. Представление о живущем в затворе до последних времен Иоанне Богослове литературно использовано в "Трех раговорах" В.С.Соловьева (образ "старца Иоанна").
___ Для христианской церкви Иоанн Богослов - прототип аскета-прозорливца, "духоносного старца", также как апостол Петр - прототип христианского "пастыря", иерарха (в католичестве - папы). С именем Иоанна Богослова в теологии, литературе и иконографии (особенно православной) связаны таинственные, мистические мотивы. Византийские авторы прилагают к нему слово "мист" (термин, еще в дохристианские времена означавший посвященного в мистерию; для сравнения: церковно-славянское "таинник"). Традиция подчеркивает девственничество Иоанна Богослова, его особую аскетическую "освященность" и посвященность, делающие Иоанна Богослова более других лично близким Христу и пригодным для воприятия и возвещения особенно глубоких тайн веры (начало Евангелия от Иоанна с учением о домирном бытии логоса и др.) и тайн будущего (Апокалипсис). Возлежание на груди Христа во время тайной вечери понималось как выражение предельно интимного общения мистика с богом. Если Петр представляет экзотерическую, всенародную сторону христианства (исповедание веры, данное всем), то Иоанн Богослов - его эзотерическую сторону (мистический опыт, открытый избранным). Отсюда значение образа Иоанна Богослова как для церкви, стремившейся дополнить "начало Петра" "началом" Иоанна Богослова, так и для еретических антицерковных течений (например, для гностиков 2 века, которые охотно освящали свое литературное творчество именем Иоанна Богослова, или для катаров 11-13 веков), полемически противопоствлявших начало Иоанна Богослова, началу Петра.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz