Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Илия
("бог мой Яхве")
- в ветхозаветных преданиях (3-я и 4-я книги Царств) пророк. Он предстает как ревнитель Яхве, борец за утверждение его культа как единственного в Израильском царстве, вступающий в борьбу с жрецами и израильскими царями - покровителями культа Ваала (Баала). Это одаренной почти божественной властью чудотворец, пророк, устами которого глаголет бог (аналогия: святой дух), проповедник, предсказывающий будущее от имени бога. О происхождении Илии сказано, что он "фесвитянин из жителей галаадских" (Ветхий завет, 3-я книга Царств 17, 1). Илия имеет облик нищенствующего аскета-подвижника (на что указывает описание его внешности: он оброс волосами, подпоясан кожаным поясом - Ветхий завет, 4-я книга Царств 1, 8). Илия начинает действовать во времена израильского царя Ахава, прогневавшего бога Яхве тем, что под влиянием своей жены финикиянки Иезавели стал служить Ваалу, посвятив ему в Самарии жертвенник. Илия предрекает Ахаву засуху - больше не будет ни росы, ни дождя, разве только по его, Илии, слову. Голос Яхве велит Илие скрыться у потока Хораф, что против Иордана; из потока он должен пить, а вороны будут кормить его. Когда поток высох, Илия услышал голос, повелевший ему идти в Сарепту Сидонскую. Вдова, которой бог приказал кормить Илию, пожаловалась ему, что ей нечем прокормить даже себя и сына. Илия велит ей сделать для него небольшой опреснок, после чего мука в кадке не истощалась, масло в кувшине не убывало. Илия возвращает к жизни умершего сына вдовы, "воззвав к Яхве". На третий год бог велит Илие показаться Ахаву, обещая послать дождь на землю. По требованию Илии "весь Израиль" и все 450 пророков, следующих культу Ваала, и все, кто порльзуется покровительством Иезавели, собираются на горе Кармил. Илия предлагает пророкам Вааловым рассечь тельца и положить на дрова, не подкладывая огня, сам же Илия поступит так с другим тельцом: пророки Вааловы должны призвать своего бога, Илия - своего: истинный бог даст ответ "посредством огня" и так будет решено, Яхве или Ваалу быть богом израильским. Как ни призывали вааловы пророки своего бога и как ни бесновались, "не было ни голоса, ни ответа". Тогда Илия построил из двенадцати камней (по числу двенадцати сыновей Иакова) жертвенник Яхве, велел трижды полить водой жертву и дрова и воззвал к Яхве - и тут же "огонь Яхве" поглотил и жертву, и дрова, и камни, и воду. Тогда народ, пав ниц, воскликнул: "Яхве, есть бог!" (аналогия: значение имени Илии). Илия же велел схватить пророков вааловых и заколол их у потока Киссон (Ветхий завет, 3-я книга Царств 18). Спасаясь от Иезавели, главной покровительницы пророков Вааловых, Илия уходит в пустыню. Усевшись под можжвеловым кустом, он просит у бога смерти. Но ангел приносит спящему Илие пищу и предрекает дальнюю дорогу. Сорок дней и ночей идет Илия к горе Хорив. Там голос повелевает ему стать на горе перед лицом бога. Яхве обнаруживает себя Илие не в ветре, не в землетрясениях, не в огне, ему там явившимся, а в веянии тихого ветра (Ветхий завет, 3-я книга Царств 19, 11-12; в этом месте повествования усматривают существенное смещение акцентов по сравнению с грозным образом бога в иудаистических мифах трех предшествующих веков). Яхве велит Илие идти обратно через пустыню помахзать Азаила в цари над Сирией, Ииуя в цари над Израилем (вместо Ахава), а Елисея - в пророки. Илия предрекает гибель Ахава и его его дома и позорную смерть его жены, а затем и смерть Охозии, нового царя Израиля, который, заболев, послал вопрошать о будущем своем Вельзевула, а не бога Израиля. Охозия велит схватить Илию. Но дважды "огонь Яхве" сходит с небес и уничтожает дважды по пятьдесят человек, посланных царем за Илией. Предсказания же Илии сбываются. ___ В тот день, когда Яхве захотел вознести Илию на небо, перед пророком и сопровождавшим его Елисеем расступаются воды Иордана. Явились "колесница огненная и кони огненные и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо, Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видал его более" (Ветхий завет, 4-я книга Царств 2, 11-12). ___ Цикл повествований об Илие на основании исторических фактов, которые в них сообщаются, и языка соответствующих библейских текстов признается достаточно близким по времени составления (около 8 века до н.э.) к тем событиям 9 века до н.э., которые в нем упоминаются. Вопреки сомнениям некоторых исследователей. В теме борьбы с культом Ваала и домом Ахава, его поддерживавшим, выдвинутой в рассказах об Илие на первый план, усматривают отражение реального религиозного конфликта того времени. ___ В ветхозаветном образе Илии явно преобладают легендарные, мифопоэтические черты, еще более усиленные послеветхозаветной иудаистической литературой. В ней развиваются многие библейские рассказы об Илие, создаются новые. Так, о происхождении Илии сообщается, что он принадлежал к колену Дана, или Вениамина, или к священническому роду; согласно каббалистической литературе, Илия - ангел в образе человека, не имеющий ни предков, ни потомства. К сцене состязания с жрецами Ваала на горе Кармил добавляется, что Илия останавливает солнце (как Иисус Навин), заставляет течь воду из пальца Елисея (и так наполняются рвы вокруг жертвенника) и др. Вводятся и прямо сказочные мотивы (например, постройка дворца в течение одной ночи). Доминирующей идеей является объяснение особой чудотворной силы Илии его непоредственной связью с Яхве. Создаются разные версии о судьбе Илии после его вознесения на небо: он поселился на небе, где записывает людские деяния (аналогия: Енох); в раю он сопровождает праведников и извлекает души грешников из геены. Его называют "птицей небесной", ибо он, подобно птице, облетает весь мир и появляется там, где необходимо божественное вмешательство; он является людям в разных образах (например в образе кочующего араба пустыни). Илия выступает как чудесный исцелитель, советник в брачных спорах, примиритель детей и родителей. Большую роль играет образ Илии в иудаистической, а также в христианской эсхатологии. Библейский рассказ о вознесении Илии на небо породил представления, что он не умер и должен вернуться на землю. Он выступает как предтеча и провозвестник мессии (Ветхий завет, Книга пророка Малахии 4, 5-6 и др.), которого бог посылает на землю перед страшным судом - он явится вместе с Моисеем, покажет народу семь чудес; приведет грешных родителей к детям в рай, а в конце убьет Самаэля; христианская традиция отождествила с Илией одного из "свидетелей", упоминаемых в Апокалипсисе, которые будут пророчествовать в "конце времен", будут убиты антихристом, но воскреснут вновь (Новый завет, Откровение Иоанна Богослова 11). Согласно новозаветным текстам, за Илию (как предтечу мессии) некоторые принимают Иоанна Крестителя (к образу которого он особенно близок) или даже Иисуса Христа (Новый завет, Евангелие от Матфея 11, 14; Евангелие от Луки 9, 19; Евангелие от Иоанна 1, 21). В евангельской сцене преображения Иисуса Илия вместе с Моисеем является апостолам и беседует с Христом (Новый завет, Евангелие от Марка 9; Евангелие от Матфея 17, 3-13; Евангелие от Луки 9, 30). ___ В позднейших славянских православных традициях - русской и южнославянской (сербской и болгарской), а также и в некоторых других балканских, Илья-пророк выступает прежде всего как персонаж, связаный с громом, дождем, а также с плодородием, летом, урожаем (и исключающий функции древнего героя так называемого основного мифа славянской мифологии - змееборца, многие черты которого он в себя вобрал). Некоторые следы связи Илии с громом, дождем, широко отмеченные в славянском фольклоре (аналогии: например, представление: гром гремит - Илья-пророк разъезжает по небу в своей колеснице), имеются и в ветхозаветных текстах (например, рассказ о том, как Илия предсказал царю Ахаву большой дождь и как он бежал в дожде перед колесницей царя, 3-я книга Царств 18, 43-46). Характерна позднейшая трансформация этого образа в богатыря Илью, Илью Муромца, а также обряды на ильин день, обряд ильинского быка и др. Мифологический словарь. |
|