Элохим (Библейские персонажи)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Элохим
(Элогим)

- одно из обозначений бога в ветхозаветной мифологии (встречается в Библии до 2 тысяч раз). Слово "Элохим", будучи формой множественного числа, несет в себе отчасти память о древнейшем многобожии еврейских племен. Однако сама эта форма, согласующаяся в Библии почти всегда с глаголами и прилагательными в единственном числе, выражает, скорее, значение квинтэссенции, высшей степени качества, полноты божественности в лице единого бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов (аналогия: "Бог богов" - elohey haelohim - Ветхий Завет. Второзаконие 10, 17). Подобная форма множественного числа слов - обозначений бога встречается и в других, более древних семитских мифологиях, например в аккадской, где она свидетельствовала о предпочтении данному богу среди прочих богов; однако, в русле иудаистического монотеизма такая форма была переосмыслена как обозначение единого бога. В греческом переводе Библии - Септуагинте слово "Элохим" передается существительным единственного числа - "бог". Корень слова "Элохим" el (Эл) представляет собой вариант общесемитского обозначения бога (примеры: Илу, Аллах). Имя Эл также встречается в Библии как самостоятельно, так и в составе божественных имен (например, во вложенной в уста Мелхиседека формуле el elion - "бог всевышний", Ветхий завет. Бытие 14, 18) отражающей реальное бытование обеих компонентов у западносемитских народов) и имен теофорных [например, Михаил (Михаэл), Рафаил (Рафаэл) и другие].
___ Предполагается, что вследствие того, что слово el обозначало у семитских народов верховное божество, главу пантеона, особенно в завоеванном иудеями Ханаане, ими была принята форма Эл, которую они этому слову противопоставили как обозначающую бога единого. Архаизирующая библейская поэтическая образность сохранила, однако, некоторые реликты древнейших семитских представлений об Эле как крылатом солнечном боге, известные на почве Финикии, Гебала (Библа); таковы образы бога, простирающего свои крылья над своими птенцами (Ветхий завет. Второзаконие 32, 11-12) или в Псалмах.
___ Имя Элохим, первоначально служившее, таким образом, обозначением бога, переосмысленным в духе иудаистического монотеизма, но восходящим к общесемитскому употреблению, постепенно приобретает в библейских текстах статус имени собственного. В полноте первого значения это имя предстает, например, в словах пророка Илии к сомневающемуся народу: "Если господь [Яхве] есть бог [=Элохим], то последуйте ему; а если Ваал, то ему последуйте" (Ветхий завет. 3-я книга Царств 18, 21). Второе употребление утверждается в религиозной практике в тем большей степени, что на собственно имя бога, открытое им Моисею, иудаизм накладывает суровые ограничения.

Мифологический словарь.
М.Б.Мейлах



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz