Давид (Библейские персонажи)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Давид
(возможно, "любимец")

- царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н.э.), ветхозаветное повествование о котором (Первая книга Царств, 16 - Третья книга Царств 2, 11; Первая книга Паралипоменон 10-29) придало ему черты эпического героя, а последующая иудаистическая и христианская традиция связала с ним (и его родом) мессианские чаяния.
___ Согласно ветхозаветному повествованию, Давид - выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды), пастух; предание характеризует его как юношу, "умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою", пользующегося покровительством Яхве (Ветхий Завет, Первая книга Царств 16, 18). Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. Об этом сообщается в двух версиях: Давид был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух (Ветхий Завет, Первая книга Царств, 16, 14-23); Давид снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом.
___ Рассказ о поединке Давида и Голиафа (Ветхий Завет, Первая книга Царств, 17), отразивший борьбу израильских племен против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов. Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперед выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом "шести локтей и пяди") из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня (весом "пять тысяч сиклей меди"), медные наколенники и щит, копье "в шестьсот сиклей железа". Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним. И только юноша-пастух Давид, оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником. Он отказывается от полного вооружения (т.к. к нему не привык), которое дает ему Саул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами: " Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя ... бога воинств израильских", - Давид поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю; затем, наступив ногой на Голиафа, Давид отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам: филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство. Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом (Ветхий Завет, Вторая книга Царств 21, 19), победу над Голиафом одержал воин по имени Элханан. Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Давид - его позднее прозвище.
___ Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Давид стал вскоре любимцем народа. Он снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становится Давид для Саула (когда бы не возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил: "Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч"). Царь замышляет убить Давида. Далее идет полное драматизма описание преследования Давида Саулом. Давид бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Давид держит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Давиду удается расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни (Ветхий Завет, Первая книга Царств 22, 11-19). После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царем Иовосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Давид же провозглашен царем в Хевроне (т.е. над Иудеей); "тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, царствовал сорок лет" (Ветхий Завет, Вторая книга Царств 5, 4). Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Давид их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), Давид же провозглашается царем и израильтянами, и иудеями.
___ Далее следует рассказ о многочисленных военных победах Давида, о завоевании у иувсеев города Иерусалима ("град Давидов") и перенесении сюда ковчега завета, о попытке возвигнуть в Иерусалиме храм Яхве и о других его деяниях. Повествование об исторических событиях облекается в легендарно-эпическую форму. Военные предприятия Давида сопровождаются "вопрошанием" Яхве, благословляющего его на победы или предупреждающего об опасностях. Рассказ о проведенной по повелению Давида переписи населения (рассматривающейся как нарушение суеверного запрета считать людей) дополняется сообщением о том, что этот поступок Давида навлек "гнев Яхве", который насылает на израильтян в наказание моровую язву; ангел, посланный Яхве, прекращает поражать народ лишь после того как Давид ставит жертвенник Яхве и приносит ему жертвы. Намерение Давида построить в Иерусалиме постоянный храм Яхве не осуществляется (в повествовании это облекается в предуведомление от Яхве, который через пророка Нафана сообщает Давиду, что храм будет дано возвигнуть не Давиду, но его потомку).
___ Давид изображается как патриарх, как отец множества детей, рожденных его многочисленными женами и наложницами. Известностью пользуются рассказы о любви Давида к умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жены, а мужа ее, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведомо на смерть. Яхве наказывает Давида смертью младенца, рожденного Вирсавией; однако второй сын Вирсавии - Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, "возлюбленный богом"). Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Давида, как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома), перерастающая в открытый мятеж, в ходе которого Давид вынужден бежать из Иерусалима, оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом); Давид оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Давида - царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Давида назначить наследником Соломона.
___ Ветхозаветный образ Давида противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой - способствует развитию легенды путем усиления одних черт и сглаживания других. Летописцы - современники Давида воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Давида. В дальнейшем, когда положение династии Давидов упрочилось, в кругах последователей пророков сложилась легенда, согласно которой пророк Самуил по велению Яхве еще при жизни Саула сам помазал на царство юношу Давида, младшего отпрыска незнатной пастушеской семьи (Ветхий Завет, Первая книга Царств 16, 1-13). Отсюда исходит представление о Давиде как мессии ("помазаннике") и о богоизбранности не только Давида, но вообще царской власти у евреев, а затем и христианский обряд оформления монархии через помазание елеем. В силу легенды о помазании Давида Самуилом потомков Давида считали помазанниками божьими.
___ В книге израильского пророка Амоса (6,5) Давид упоминается как искусный музыкант. По более поздней традиции Давиду приписывается составление псалмов (объединенных в библейской книге Псалтирь). В книгах Исаии (11,1) и Иеремии (30,9) - пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление "царства Давидова" (его единство к тому времени было уже утрачено). Образ Давида, потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения эсхатологические черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и "град Давидов" - Иерусалим (хотя он и был разрушен) как место будущего избавления народа и торжества Яхве. Эсхатологическая вера в мессию как "сына Давидова" была воспринята христианством: по Евангелию от Матфея (1, 20-21), Иисус является прямым потомком Давида - только в силу такого происхождения Иисус (как и Давид, родом из Вифлеема), будучи "помазанником" (буквальное значение слова "Христос"), имел право на "престол Давидов" и царский титул (Новый Завет, Евангелие от Луки 1, 27-33).
___ В духе богословского так называемого типологического толкования ветхозаветных персонажей сам Давид оказывается всего лишь "прообразом", "типом", т.е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Давида истолковываются как спасительные деяния Иисуса (например, поединок с Голиафом - как поединок Христа с антихристом. Представление об извечности мессии, связывающееся с образом Давида, выражено в средневековой каббалистической книге "Зогар": царь Давид был на этом свете и будет царем в грядущем времени. Ожидание пришествия "помазанника" (самого Давида или его потомков) - один из ведущих мотивов еврейского мессианства и вероучения некоторых христианских сект. Временами пассивное выжидание перерастало в активные народные движения или поддерживалось индивидуально - проповедниками, алчущими приблизить срок прихода мессии и узнать его приметы.
___ Внешности Давида уделено внимание уже в ветхозаветных текстах: он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (Ветхий Завет, Первая книга Царств 16, 21). В послебиблейской литературе (талмудическая книга "Берешит рабба" 73) рассказано, что когда Самуил впервые увидел Давида, которого должен был помазать на царство, пророк выразил опасение, что этот "рыжий" будет проливать кровь, как Исав, о котором рассказывали, что и он был красным; однако бог успокоил пророка, сказав, что Давид будет проливать кровь только по приговору синедриона. В каббалистической книге "Зогар" говорится, что глаза Давида были цвета радуги и блестели, но после "греха" (с Вирсавией?) стали тускнеть.

Мифологический словарь.



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz