Даниил (Библейские персонажи)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Даниил
("судья бог", "бог мой судья")

- легендарный еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя ("Книга пророка Даниила"). Он называется в числе иудейских отроков знатного происхождения, здоровых, "красивых видом и понятливых для всякой науки", доставленных в Вавилон по велению царя Навуходоносора после занятия им Иерусалима и оставленных при дворе; сообразно с вавилонским обычаем, ему дано новое имя - Валтасар (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 1, 1-7). Чтобы не нарушать иудейские предписания питания, Даниил вместе с другими еврейскими отроками (Ананией, Мисаилом и Азарией) воздерживается от царских явств, ест только овощи и пьет только воду, тем не менее чудесным образом лица их оказываются красивее, а тела полнее. Яхве дарует четырем отрокам знание и "разумение всякой книги и мудрости", а Даниилу еще и разумение "всяких видений и снов" (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 1, -8-19). Таким образом, мудрость Даниила трактуется как божья награда за набожность. Оба эти качества служат предпосылкой дальнейшим эпизодам легендарной биографии.
___ Навуходоносор созывает своих мудрецов, чтобы те сказали ему, что ему снилось, и растолковали значение сна. Мудрецы не могут ответить и обречены на смертную казнь. Но Даниилу (который тоже причислен к мудрецам) Яхве помогает открыть сновидение: царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, чревом и бедрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины; оторвавшись от горы камень ударил истукана, разбил его ноги, после чего раздробилось и было унесено ветром и все остальное (отсюда выражение "колосс на глиняных ногах"). Даниил трактует сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых не разрушится вовеки (подобный мотив нисходящей последовательности "металлических царств" содержится и у Гесиода, 8-7 вв. до н.э.). Потрясенный царь преклоняется перед Даниилом, признает его бога "богом богов" и ставит Даниила над "всею областию вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими" (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 2, 48).
___ Эта житийная легенда варьируется в рассказе о другом царском сновидении: среди земли дерево до неба, которое будет срублено по воле всевышнего, но так, что его главный корень останется в земле. Даниил толкует царю и этот сон: дерево - сам царь, который будет отлучен от людей, станет жить с зверями, питаться травой, как вол, доколе не познает, что, "всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет"; пророчество сбывается (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 4, 1-25; 5, 21). Здесь налицо мотивы вещего, неотвратимого сна и превращения царя в дикого зверя в наказание (за гордыню), широко распространенные в народной словесности. Исследователи склонны видеть в этом рассказе также отражение исторического отлучения царя Набонида (сына Навуходоносора) по болезни; это подкрепляется и кумранским текстом.
___ В эпизоде трех отроков в печи (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 3) сам Даниил не участвует, но рассказ варьируется в главе 6, где он снова герой приключения. Даниил возвышен царем Дарием. Завистливые сатрапы испрашивают царский указ, повелевающий всякого, кто будет просить о чем-нибудь какого-либо бога или человека, кроме царя, бросить в ров со львами, и Даниил, продолжавший, несмотря на указ, молиться своему богу, брошен в этот ров. Опечаленный Дарий, подойдя на следующее утро ко рву, взывает жалобным голосом: "бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебы от львов?" и неожиданно получает ответ: "бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам". Обрадованный Дарий велит освободить невредимого Даниила. Этот текст - одно из ранних свидетельств излюбленного впоследствии житийного мотива о предании праведника на съедение свирепому льву и ласковом отношении зверя к невинному человеку.
___ В эпизоде валтасарова пира Даниил единственный из всех мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись, появившуюся на стене (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 5).
___ К каноническим текстам о приключениях Даниила (носящим фольклорно-сказочный характер) примыкает ряд апокрифических добавлений к "Книге пророка Даниила", содержащихся в греческих переводах Библии. Даниил разоблачает обман вавилонских идолопоклонников - жрецов бога Бела, похищавших жертвы, которые приносились идолу - медному дракону: рассыпает пепел вокруг идола, а утром видны следы ног жрецов, уносивших жертвенных животных через тайный ход. Царь велит казнить жрецов и разрешает Даниилу разрушить храм Бела. Рассказ варьируется: вавилоняне поклоняются живому дракону как бессмертному богу, Даниил дает идолу лепешку из жира, смолы и волос, после чего дракон подыхает. Царь выдает Даниила возмущенной толпе, его бросают в ров с семью львами, которые, однако (как и в "Книге пророка Даниила" 6), щадят праведника. Чтобы Даниил не умер с голода, пророк Хаваккук (Аввакум) с помощью ангела доставляет из Иудеи пищу к львиному рву.
___ Повествование о Сусанне дает образ Даниила как "праведного судьи". Сусанна, красивая и набожная жена Йойакина, ложно обвинена старейшинами, домогавшимися ее любви, в измене мужу. Появляется мудрый юноша Даниил, который уличает старейшин в лжесвидетельстве, за клевету их казнят.
___ Другую часть "Книги Даниила", отличную от "приключений", составляют его апокалиптические "видения" (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 7-12), также насыщенные фантастическими образами:
___ - видение вышедших из моря четырех больших зверей (крылатый лев с вырванными крыльями и средцем человеческим, зверь, похожий на медведя, подобие барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами, зверь с железными зубами и десятью рогами - этот зверь убит, у других тоже отнята власть); ангел объясняет Даниилу, что четыре зверя - это четыре царя, которые "восстанут из земли" (раннее апокалиптическое видение и толкование, приуроченное всемирно-историческим царствам - вавилонскому, персидскому, мидийскому и греческому, символизированным гербовыми зверями);
___ - рассказ о козле с рогом между глазами, поразившем овна (значение видения Даниилу объясняет Гавриил: овен с двумя рогами - царь мидийский и персидский, козел - царь Греции);
___ - прозрение Даниилом значения пророчества Иеремии (Ветхий Завет, Книга пророка Иеремии 25, 11; 29, 10) о падении Иерусалима (первого иерусалимского храма, исторически - в начале 6 века до н.э.) и предстоящем затем 70-летнем изгнании евреев, причем разумению слов Иеремии Даниила снова учит прилетевший "муж Гавриил": "семьдесят седьмин определены для народа твоего..." (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 9, 24).
___ - откровение, полученное Даниилом от "блестящего мужа", который явился ему, чтобы возвестить, что будет с его народом в "последние времена": столкновение Персии с Грецией, борьба между "царем южным" и "царем северным"; будет осквернено святилище и прекратится ежедневная жертва и там будет поставлена "мерзость запустения" (т.е. идол), наступит "время тяжкое", но Михаил, заступник иудеев, спасет тех из народа, "которые найдены будут записанными в книге и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила 12, 1-2). В "пророческих" главах "Книги Даниила" предсказывается приход мессии ("сына человеческого"), впервые в Библии относительно ясно выражена идея страшного суда, вера в воскресение мертвых (праведных), дается эсхатологическое исчисление срока предстоящего спасения избранных. Здесь также отразились предствления об ангелах - заступников определенных народов. Мессианские идеи "Книги Даниила" оказали глубокое влияние на первоначальное христианство; обозначение "сын человеческий" стало в евангельских текстах постоянным самоназванием Иисуса Христа.
___ Относительно времени возникновения и авторства "Книги Даниила" христианское ортодоксальное толкование в основном совпадает с библейским каноническим - считается, что ее автор - сам Даниил, приключения которого имели место при дворе Навуходоносора II (606 - 562 гг. до н.э.) и Дария I (522 - 486 гг. до н.э.). Большинство современных исследователей полагает, что "Книга Даниила" состоит из двух, значительно отличающихся частей: глав о "приключениях" Даниила и глав с "пророчествами". В первых наблюдаются анахронизм и бытовые несообразности относительно обстановки 6-5 вв. до н.э.; главы с апокалиптическими видениями отражают лучшую осведомленность автора о более позднем историческом периоде - поражении персидской державы Дария III ("овна") от Александра Македонского ("козла с рогом") и вскоре наступившего распада его державы, а также знание подлинной ситуации при дворе Антиоха IV Эпифана ("возвысившийся рог", "царь коварный"), однако факт смерти царя (163 год до н.э.) автору, очевидно, еще неизвестен. Получается, что книга составлена не в 6 веке, а во 2 веке до н.э. (точнее в 167 - 163 гг. до н.э.). Автор стремится яркими примерами мученичества внушить терпение перед лицом религиозных гонений Антиоха IV, а видениями крушения тщеславных царей и торжества набожных укрепить веру в будущее. Установление столь поздней даты составления второй части книги не исключает использования для ее первой части повестовательных сюжетов (устных или письменных) более раннего происхождения, самостоятельных рассказов разного времени. Лишь впоследствии они были подчинены общему замыслу и приурочены древнему мудрецу по имени Даниил: имя Даниил как древнего праведника и мудреца встречается в библейской "Книге Иезекииля" (14, 14 и 20; 28, 3, - Даниил упомянут наряду с Ноем и Иовом); после проведенных в 1929 году раскопок в Рас-Шамре этот Даниил был отождествлен учеными с героем найденного там фрагмента угаритской поэмы середины 2-го тысячелетия до н.э. по имени Данэл (Даниилу). Много общего с "Книгой Даниила", плохо укладывающейся в каноническую Библию, имеют кумранские памятники. "Книга Даниила" - самое раннее из известных нам иудаистических произведений в жанре апокалиптики, занявшей большое место в развитии иудаистической и особенно христианской эсхатологии. Относительно числа авторов-составителей "Книги Даниила" мнения ученых расходятся (допускается до пяти редакторов).

Мифологический словарь.



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz