Авраам (Библейские персонажи)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Авраам

- в ветхозаветных преданиях избранник Яхве, заключивший с ним "завет" (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Ветхий Завет, Бытие, 17, 5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Ветхий Завет, Бытие, 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библейский Ур Халдейский). Таким образом, Предки Авраама жили "за рекой" (за Евфратом) и были язычниками (Ветхий Завет, Книга Иисуса Навина, 24, 2-3). Бог требует от него: "пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе" (Ветхий Завет, Бытие, 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности божеству. Субьективная психология и умственная мотивировка религиозного "обращение" совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел. Послебиблейские легенды изображают, например, как Авраам проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны - временем ночи, что огонь гасится водой, вода - дар облаков, облака разгоняемы ветром и т.д. (распространенный фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) - все имеет свой предел, кроме бога-творца (талмудический комментарий к книге Бытия - "Берешит рабба" 38, 13 и др.), и Авраам в акте сознательного выбора предпочитает этого бога всем остальным сверхчеловеческим покровителям. Это ставит Авраама в ситуацию конфликта с языческим миром, начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись Авраам оказывается жертвой гонений со стороны Нимрода, устрашенного астрологическими предсказаниями; впоследствии Нимрод требует от Авраама поклониться идолам или самому Нимроду, а за отказ бросает его в раскаленную печь, из которой Авраам вызволен богом (мотив печи, параллельный преданию о трех отроках, в применению к Аврааму основан на игре слов или лексическом недоразумении, так как "Ур Халдейский" читается по-еврейски и как "огонь халдейский"). В этих легендах Авраам - прототип мученика веры, в других он выступает как прототип проповедника веры. Пережив обращение, он пытается обратить своего отца, брата и домочадцев; за отказ уверовать весь дом сожжен огнем с небес, - рассказывает памятник позднеиудастической апокалиптики "Откровение Авраама". В других текстах рисуется как Авраам учил познанию бога мужчин, а жена его Сарра - женщин. Взгляд на Авраама, как на первого совершителя акта веры и постольку "отца верующих", воспринят христианством (Ветхий Завет, Бытие, 12, 3; Новый Завет, Послание к галатам, 3, 6-9). Как утверждает легенда, следуя велению Яхве, Авраам на 75 году жизни отправляется вместе с женой Саррой, племяником Лотом, с имуществом и своими людьми в Ханаан (Ветхий Завет, Бытие, 12, 5), где ведет жизнь патриархального главы рода скотоводов-кочевников. Традиционные святыни Палестины (Сихем, Вефиль и т.д.) связывается с библейским повествованием с маршрутами его кочевий и с местами новых откровений Яхве, неоднократно подтверждающего свою милость к нему. В голодное время Авраам переходит в Египет, где с наивной хитростью выдает Сарру за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует ее в свой гарем. Сарра действительно оказывается у фараона, но ее целомудрие чудесно защищено богом, и напуганный фараон торопится осыпать опасных пришельцев дарами и выпроводить их из страны (Ветхий Завет, Бытие, 12, 11-20). Раздел ареалов кочевий между Авраамом и Лотом закрепляет за Авраамом Ханаан; он поселяется у дубравы Мамре близ Хеврона и ставит там жертвенник Яхве (Ветхий Завет, Бытие, 13, 7-18). Затем Авраам выступает как герой-воитель: во главе своих вооруженных слуг он успешно совершает поход против царя Элама и союзных с ним царей, чтобы освободить плененного Лота (Ветхий Завет, Бытие, 14, 14-16). По возвращении он получает от Мельхиседека жреческое благословение и дар хлеба и вина (для христианской традиции - прообраз причастия), отдавая ему как прототипу ветхозаветного священства десятую часть добычи (Ветхий Завет, Бытие, 14, 18-20). Между тем Авраама тревожит его бездетность: он уже готов назначить наследником своего старшего слугу Елиезера, но Яхве обещает ему потомство. Сарра предлагает Аврааму "войти" к ее рабыне Агари, с тем, чтобы зачатое дитя считалось ребенком госпожи; так рождается Измаил. Следует новое явление Яхве, по своей значительности превосходящее все предыдущее, сопровождающееся требованием ко всей жизни Авраама: "ходи предо мною и будь напорочен" (Ветхий Завет, Бытие, 17, 1); Яхве заключает с Авраамом "завет вечный", наследниками прав и обязанностей которого будут потомки Авраама не от Агари (хотя они тоже получают благословение), но от Сарры; знаком завета должно служить обрезание всех младенцев мужского пола (Ветхий Завет, Бытие, 17, 10-14). Бог еще раз приходит к Аврааму в виде трех странников (ангелов), встречаемых Авраамом и Саррой у дубравы Мамре с обычным гостеприимством (христиане увидели в этом явлении первое раскрытие тайны троичности божества); он обещает сына от Сарры, что вызывает у престарелой Сарры недоумение (Ветхий Завет, Бытие, 18, 9-15). От Авраама трое странников идут осуществлять кару над нечестивыми городами Содомом и Гоморрой; Авраам заступается за грешников и последовательно испрашивает помилование всякому городу в котором найдется 50, 45, 30, 20 или хотя бы 10 праведников (Ветхий Завет, Бытие, 18, 16-32). Эпизод посягательства Авимелеха, царя Герарского на целомудрие Сарры (Ветхий Завет, Бытие, 20) представляет собой полное соответствие столкновению с фараоном. Во исполнение обещания Яхве случается невозможное: у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры рождается сын Исаак. Конфликт из-за прав первородства(Измаил - старший, но Исаак - вполне законный и притом получивший особое благословение от бога) приводит к изгнанию Агари и Измаила (Ветхий Завет, Бытие, 21, 9-21). Трагическая кульминация пути Авраама как "друга божьего" - испытание его веры: теперь, когда у Авраама есть, наконец, Исаак - единственная надежда на продолжение рода (т.к. Измаил отослан), Авраам должен отказаться от этой надежды. Бог требует: "возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения" (Ветхий Завет, Бытие, 22, 2). Авраам повинуется; по дороге происходит разговор сына с отцом, полный трагической иронии. "И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: "Отец мой!". И сказал тот: "Вот я, сын мой!". И сказал он: "Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?". И сказал Авраам: "Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой" (Ветхий Завет, Бытие, 22, 7-8). Лишь в последнее мгновение, когда связанный Исаак лежит на жертвеннике и Авраам поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, ангел останавливает жертвоприношение; вместо Исаака в жертву идет запутавшийся рогами в зарослях баран (Ветхий Завет, Бытие, 22, 9-13). Авраам вознагражден за верность новым благословением себе и своему потомству от Яхве (Ветхий Завет, Бытие, 22, 15-18). После смерти Сарры Авраам женится на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него рождается еще шесть сыновей. Авраам умирает в возрасте 175 лет, "в доброй седине, престарелый и наcыщенный [жизнью]" (Ветхий Завет, Бытие, 25, 8), и его погребают рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела.
___ Библейский образ Авраама совмещает ряд граней. Это герой - родоначальник евреев, а через сыновей Агари и Кетуры - различных арабских племен, через своего внука Исава (сына Исаака) - прародитель эдомитов; с ним связано (через его племяника Лота) происхождение моавитян и амонитян. В рассказах о заключении завета с Яхве, о установлении обрезания и т.п. он выступает как герой сакрального этиологического повествования. Наконец, в своем гостеприимстве, в своей заботе о женитьбе Исаака (Ветхий Завет, Бытие, 24) он являет собой воплощение добродетелей патриархального старейшины рода. Дальнейшая мифологизация образа Авраама в позднеиудаистической литературе усиливает черты культурного героя (Авраам оказывается первоучителем астрономии и математики, изобретателем алфавита и т.п.)

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz