Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Адам
("человек")
- в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра: "...и не было человека для возделывания земли. И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою... И сказал бог Яхве: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бог Яхве образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел бог Яхве на человека крепкий сон, и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребре, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть" (Ветхий Завет, Бытие, 2, 5, ...7..., 18-24). Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословский характер и исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о боге как творце вселенной; в нем сотворением людей завершается шестидневное творение мира богом: "И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Ветхий Завет, Бытие, 1, 26-28). Содержание сказаний расходится по ряду мотивов. По одному сказанию создатель человека - бог, именуемый Яхве; согласно другому, творец - тоже бог, но именуется он иначе. По одному, бог не представляется всесильным творцом вселенной, а скорее добрым садовником и умелым гончаром, по другому, бог - бесплотный, единый творец вселенной, частью которой является человек. Если, по одному сказанию, Адам "создан", "образован" из "праха земного" и "дыхания жизни", природа человека двояка (плоть от праха, душа из дыхания божьего), человек мудр, он дает всем имена, то по другому, все мироздание и люди сотворены силой "слова божьего" из ничего, человек богоподобен (и однороден), мудр бог, и он дает имя человеку (Ветхий Завет, Бытие 5, 2). Соответственно двум вариантам сказания в одном случае сначала создан Адам - для возделывания земли, для труда, а затем, чтобы он не был одинок, - растительность и животные (женщина создана позднее), в другом - мужчина и женщина сотворены одинаково и одновременно "по образу и подобию божьему", в завершение его замысла, в последний день творения накануне субботы и благословлены богом на размножение и владычество над рыбами, птицами, скотом и всею землею и гадами. ___ Оба сказания, предписывая поведение человека, дают объяснение этим предписаниям (связывают их с происхождением человека и др.), например объясняют причину привязанности мужа и жены, ритуал питания (объяснение запрета употреблять в пищу кровь содержится в Бытие, 9, 3-7 - тексте, который может считаться продолжением жреческого варианта сказания об Адаме), т.е. носят этиологический характер. ___ По библейской традиции (в частности по жреческому преданию), все люди восходят к Адаму, которого сделал бог (Адам не рожден, а сотворен, и этим отличается от всех будущих людей); отсюда выводится "рукотворность", "праховость" человека, но и божественность его как потомка Адама (и его "право" обращаться к своему создателю и "отцу" за помощью). О последующей судьбе первой человеческой пары рассказывает другое сказание (первоначально не связанное с рассказом об Адаме, но объединенное с ним в каноническом тексте Библии - Бытие, 3) - сказание о том, как поддавшаяся искушению змеи "жена" (Ева), а за ней и "муж", "человек" (Адам) вкушают в саду едемском (раю) запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив предписание бога, что имело роковые последствия для Адама, Евы и всего рода человеческого: человек, наказанный богом, "в поте лица" должен добывать свой хлеб, он лишился бессмертия и (по одной из версий) изгнан с женою из рая, - сюжет, истолкованный в христианском богословии как "грехопадение", как "первородный грех", исказивший исконную натуру человека, его "богоподобие". По жреческому источнику, Адам имел потомство, которое продолжало размножаться: "Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождению им Сифа было восемьсот лет, и родил он сыновей и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер" (Ветхий Завет, Бытие, 5, 3-5). Далее продолжается родословие потомков Сифа: Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех, Ной и его сыновья - Сим, Хам, Иафет (Ветхий Завет, Бытие, 5, 6-32). Это дало фиктивную хронологию человечества - "от Адама" (или "сотворения мира") (принята в еврейском календаре в русском допетровском). Рассказ о Каине (как старшем сыне Адама) и Авеле, имеющий в каноническом тексте Библии, исконно не был связан со сказанием об Адаме. ___ Библейским преданиям о сотворении человека предшествовали и сопутствовали - у евреев и у их соседей - мифы о возникновении человека, так или иначе связнные с мотивами, а то и с текстами обоих сказаний. ___ Сотворение человека из глины, земли встречается в антропогонических мифах многих народов, например египетских, шумеро-аккадских; в частности, существует аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток, причем они были созданы парами, а жизнь в них вселена через пуповины (вопрос, имел ли пуповину Адам, не будучи рожден от женщины, веками обсуждался христианскими богословами, волнуя иконописцев: на французской миниатюре 11 века изображено как бог перстом делает углубление на животе глиняного Адама). С "землей" связано имя Адама (женский род еврейского adamah означает "земля", первоначально, по-видимому, "краснозем"). Является ли эта связь действительной (как латинское homo, "человек" связано с humus, "земля" и т.п.) или же "народно-этимологической", не установлено. Несмотря на то, что имя Адам означает "человек" (как таковой), он, подобно Еносу, не обязательно всегда рассматривался как первочеловек - он мог считаться предком только определенного племени или группы племен. Если adam озанчает буквально "красный" (в древнейшей афро-азиатской традиции люди, во всяком случае мужчины, изображались красно-бурого цвета), то "красненьким" (уменьшительное 'udam, как бы "маленький Адам"; отсюда в Библии Эдом, "страна Иудемея") называется одно конкретное семитское племя, родственное израильтянам; предок этого племени Исав изображен в Библии "красным" (Ветхий Завет, Бытие, 25, 25). ___ Сотворение женщины из ребра мужчины (Ветхий Завет, Бытие, 2, 22) - темное место в тексте Библии. Может показаться, что здесь отразился имевший уже у виноградарей опыт размножения лозы от черенка. Однако вернее освещается мотив на основе шумерского мифологического текста (по интерпретации американского шумеролога С.Н.Крамера). Согласно этому тексту для исцеления больного ребра (на шумерском языке - "ти") бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово "ти" означало не только "ребро", но и "даровать жизнь". Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о "дающей жизнь" (этимология имени Ева в Бытие 3, 20), но и как "женщина от ребра". ___ Послебиблейские своды и толкования библейских текстов нередко обращают вниманиена противоречия в преданиях об Адаме, комментируют спорные положения. Буквальное толкование текста (Ветхий Завет, Бытие, 2, 18), допускающее чье-то участие в сотворении человека богом (совет бога с кем-то), дает толчок воображению талмудистов. Как утверждает талмудическая книга "Берешит рабба", небесный совет ангелов разошелся во мнении по вопросу, стоит ли вообще создавать человека; одновременно делается попытка устранить противоречие в вопросе о создании Адама единолично - волей одного бога-творца ("ангелы" трактуются как ипостаси - аллегории божьих качеств, так что получается, что бог как бы совещался "сам с собой"). У некоторых толкователей вопрос о поле Адама был решен в духе неоплатонизма, рассматривавшего первочеловека как существо двуполое (распространенное мифологическое представление) или бесполое. Появляются и другие подробности, связанные с сотворением и жизнью Адама. Адам и его жена были сотворены двадцатилетними ("Берешит рабба" 14), т.е. в самом зрелом возрасте (предвосхищая подозрения о характере их сношений, комментаторы указыват, что изгнание их из рая последовало сразу же после того, как они увидели себя нагими, так что в раю не было совокупления). Впрочем, согласно некоторым толкователям, Адам (до изгнания из рая или до появления жены?) рождал злых духов, что связано с преданием о том, что первой женой Адама была Лилит (трактат "Эрубин" 186 и др.). Адам исконно был великаном - его тело простиралось от земли до неба (трактат "Хагига" 12а; в этом фольклористы видят влияние иранской мифологии); но впоследствии, после грехопадения, он стал ниже ростом ("Берешит рабба" 12 и др.). Адам представлялся провидцем, которому бог открыл будущее рода людского (трактат "Сангедрин" 37), мудрым мужем, владевшим "всеми 70 языками мира" (софистически обсуждался вопрос, у кого же он научился языкам, когда ему еще не у кого было учиться?). По одному из преданий, которое должно было подтвердить мудрость Адама, сатана не мог справиться с наименованием животных, а Адам смог; этим бог доказал превосходство земного человека над небесными ангелами; сатана был в отчаянии, так как человек оказался сильней (отсюда зависть и вражда сатаны к человеку). В соответствии с религиозно-этическими нормами в талмудической литературе обыгрывается вопрос о времени появления человека (противоречиво толкуемый в Библии): если человек достойный, ему могут сказать, что он предшествовал сотворению ангелов, если недостойный, ему могут указать: муха тебя опередила ("Берешит рабба" 8; последнее утверждение строится на том, что, согласно библейскому мифу о шестидневном творении мироздания, мухи должны были быть сотворены до человека). ___ Представления об Адаме получили дальнейшее развитие в христианстве. В Евангелиях Иисус Христос называет себя "Сын человеческий". Библейские представления о богоподобности Адама, с одной стороны, о двойственности его природы, с другой - определили осмысление новозаветного "Сына человеческого" как типологического соответствия ветхозаветному Адаму, что в значительной мере сказалось на понимании образа Адама христианством. В генеалогии Иисуса (Новый Завет, Евангелие от Луки 3, 23-38) Христос - прямой потомок Адама, Авраама и царя Давида. Это само по себе лишь указывало на человеческое и еврейское, притом царское происхождение Иисуса Христа. Но одновременно в Евангелиях развивается учение о Христе (идущее от Павла), как о "втором Адаме", "новом Адаме". Жизнь Адама как бы предопределяет то, что свершится с родом человеческим в будущие времена - времена грядущего "второго", или "нового" Адама: Адам трактуется как образ будущего (Новый Завет, Послание к римлянам 5, 14). Общность судьбы Адама и Иисуса усматривалась толкователями Библии, например в искушениях, которым подвергался и тот и другой со стороны сатаны-дьявола, однако лишь "второй Адам" преодолел их и тем самым явился спасителем рода человеческого от "первородного греха". Улавливалась аналогия и в отношениях Адама (в раю) и Христа (в пустыне) к зверям, что символически трактовалось как вечный мир в будущие времена. Как Адам (в талмудической литературе), так и Христос питаются ангельскими подношениями; новая (духовная) пища, данная "вторым Адамом", возвращает райское блаженство, утраченное "первым Адамом". ___ Из типологического совмещения образов Адама и Христа черпали христианские богословие и иконография. Так, место распятия Христа - Голгофа (буквально "место черепа") подчас изображалось и как могила Адама, у ног распятого часто рисовался череп (или весь скелет) - подразумевалось, что это череп (скелет) Адама. На мозаике византийской церкви 11 века в Дафни (близ Афин) изображено, как кровь распятого проливается на череп Адама, который от этого пробуждается к жизни и молитвенно поднимает руки или собирает кровь христову в сосуд. В сюжете сошествия во ад воскресший Христос освобождает из преисподней в числе других праведников и прощенного Адама. В основе типологического отождествления Адама и Христа лежало апокалиптическое восприятие и библейского Адама, родоначальника людей, и "нового Адама", как спасителя рода человеческого, при этом Христос осмысляется как своего рода антитип Адама: если Адам впал в первородный грех и обрек таким образом человечество на смерть, то "новый Адам" очистит людей от греха и даст человечеству "жизнь вечную" (Новый Завет, Послание к римлянам 5, 12-21; Новый Завет, Первое послание к коринфянам 15, 22 - "как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут"). ___ Большое место занял образ Адама в средневековых мистических учениях и связанных с ними алхимии, магии и т.д.; ему была сообщена богом вся "мудрость" (т.е. искомый философами сокровенный смысл происхождения и назначения мироздания). Каббалистические и другие мистические учения средневековья (для которых вообще характерна идеализация "начала" и мудрости учителей, родоначальников) возводили (в конечном счете) к Адаму, который уже в талмудической литературе представлен светочем, мудрецом, первым пророком, "тайную мудрость". В нем видели провидца судьбы каждого человека [в сочинении 10 века "Разиэль" содержится рассказ о том, как Адам после изгнания из рая стал молить бога явить ему будущее каждого потомка всех поколений до конца времен и как пришел к нему ангел по имени Разиэль ("божьи тайны") с книгой судеб людей]. Из распространенных пантеистических воззрений об отражении в человеке как микрокосме макрокосма и отождествлении Адама с природой (где и заложена мудрость, которую надлежит познать любыми, в том числе и магическими, путями) родилось каббалистическое учение о взаимозависимости между частями "адамова тела" и небесными телами, которые в макрокосме выполняют телесные функции кожи, мяса, костей, жил и т.д. Поскольку все люди восходят к Адаму, то и душа каждого человека содержит в себе частицы ("искры") божественной души Адама, представляющее собой огненное божье дыхание, отданное во временное пользование человеку. Материя, из которой создан Адам, и есть "философский камень", искомый астрологами (магическая книга "Великий секрет"). Чтобы постичь тайну мироздания, необходимо, по мнению каббалистов, вернуться в "адамово" (т.е. исходное, первобытное) состояние, для чего были испытаны разные пути - от попыток воссоздания Адама из глины или сотворения Гомункулуса в реторте алхимиков до демонстративного отказа от "послеадамовой" культуры, преодоления стыдливости как чувства, которое было исконно чуждо Адаму (отсюда практика нудизма некоторых средневековых сект, в том числе и называвшихся адамитами). Мифологический словарь. |
|