Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Ангелы
(греческое "вестники", перевод еврейского malack)
- в иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа, назначение которых, служить единому богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. Они либо исполняют это назначение, либо, искони отпав от бога в акте измены, сами предстают как враги бога и людей - бесы. Представление о том, что за всем неживым стоит живое, каждый процесс руководим чьим-то умом, космос в каждой своей части населен и трепещет от невидимых воль, сознаний, душ (согласно афоризму древнегреческого философа Фалеса: "все полно богов"), является общим для всех мифологий и лежит в основе натуралистического язычества. Но в монотеистических религиозно-мифологических системах происходит преобразование этих представлений: действующие в мире духи уже не живут сами по себе и для себя, они ответственны перед единым богом как его "служебные духи", от него и для него получают свое бытие, достоинство, место в мире, обязаны ему воинской верностью и воинской дисциплиной. Проврозглашенная монотеизмом пропасть между внеприродным, трансцендентным богом и его миром, между "творцом" и "творением" потребовала для раскрытия миру сокровенной "божьей воли и славы" ангелов как "вестников" бога. Ветхозаветные тексты неоднократно подчеркивают незримость Яхве, и в этом контексте упоминания появляющегося в известных ситуациях "ангела Яхве" выглядят как указание на явление (в лице ангела) самого Яхве. Описанная в книге Бытие лестница от небес до земли, приснившаяся Иакову, по которой сходят и восходят ангелы, в то время как наверху восседает сам бог (Ветхий Завет, Бытие 28, 12-13), - характерный символ этой медиации ("посредничества") между "горним" и "дольним", между богом и миром. Иудаизм и ислам в сущности знают самораскрытие бога только через его "славу" персонифицируемую в ангелах (Новый завет, Послание к евреям 2, 2 называет Тору "через ангелов возвещенное слово", а в Коране агентом откровения выступает ангел Джибрил). В христианстве догмат о вчеловечивании бога существенно ограничивает роль осуществляемой ангелами медиации. В новозаветных текстах подчеркивается, что слова Иисуса Христа - прямое откровение бога, обошедшееся без посредничества ангелов (о превосходстве Христа над ангелами - Новый завет, Послание к евреям 1). Тем не менее ангелы возвещают и славят рождение Христа, возвещают его воскресение и вознесение, являются апостолам, участвуют в апокалиптических сценах. ___ Описание ангелов в различных вероисповедных системах и в различные исторические периоды очень отличается (даже в Библии оно далеко не единообразно), но выявляет и некоторые сходные черты. Так, ангелы - это "бесплотные умы", они "бестелесны", т.е. не связаны тяжестью тела человека или животного, его подверженностью плотским нуждам; если они не имеют специального намерения быть увиденными, человеческие глаза их обычно не воспринимают. Однако лишь весьма поздно "бесплотность" ангелов интерпретируется как полная нематериальность. Ни в библейских текстах, ни в народных верованиях вопрос о материальности или нематериальности ангелов не ставится; часто предполагается, что ангелы обладают телом особого рода, "духовным" телом. Природа ангелов обычно описывается через уподобление наиболее тонкому, легкому и подвижному в материальном мире - огню, ветру и особенно свету. Ангелы "огневидны"; имея в виду ряд библейских текстов Псевдо-Дионисий Ареопагит (5 - начало 6 века) отмечает их сродство с огнем молнии и с очистительным огнем жертвоприношения ("О небесной иерархии", VII, 1). Есть легенды об ангелах, поднимающихся в столбе жертвенного дыма, как в эпизоде жертвоприношения будущих родителей Самсона (Ветхий завет, Книга Судей 13, 20-21). В позднеиудейской и христианской мифологии древнее представление об огненной природе ангелов испытывает воздействие стоической доктрины о всепроникающем и животворящем духовном огне - "огненной пневме". В ветхозаветном видении Исайи (Ветхий завет, Книга Исайи 6, 6-7) серафим совершает над пророком инициацию при посредстве очистительно-опалающего раскаленного угля с жертвенника (аналогия: ангел в виде огненных колес - офаним - Ветхий завет, Книга пророка Иезекииля 1,10). Отсюда близость ангелов к "огненным" небесным светилам, звездам и планетам (термин "воинство небесное", обозначающий в иудаизме, христианстве и исламе ангелов, в семитических языческих культах прилагался к астральным божествам). ___ Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединен с одной из планет (Гавриил - с Луной, Рафаил - с Меркурием и т.д.). Что касается ветра, то сродство с ним природы ангелов тем более бросается в глаза, что древнееврейский, арамейский и арабский языки обозначают "дух" и "ветер" одним и тем же словом (руах, руха, рух). В одном из ветхозаветных псалмов поэт обращается к Яхве, шествующему "на крыльях ветров" (или "на крыльях духов"): "ты творишь вестниками твоими (ангелами твоими) ветры (духов), служителями твоими - огонь пылающий (Ветхий завет, Псалтирь 103, 3-4). В новозаветном Апокалипсисе ангелы имеют власть над ветрами (Новый завет, Откровение Иоанна Богослова 7, 1). Наконец ангелы - это "ангелы света", их тела и одежды как бы состоят из света, обладая его легкостью, быстротой и блистательностью. Само слово "свет" входит в состав традиционного еврейского имени одного из ангелов (архангелов) - Уриил (Уриэль). ___ Ангелы находятся в особенно близких отношениях - но уже отношениях не сродства, а власти - с самыми различными стихийными силами и объектами социального и природного космоса, как распорядители, управители и хранители светил, родников, растений и животных, облаков и дождей, небесных сфер, а также человеческих индивидов и коллективов - городов, стран, народов, церковных общин и т.п. ___ Эти темы особенно обстоятельно трактуются в иудейском апокрифе "Книга Еноха" (2 век до н.э.). К отдельным людям приставлены ангелы-хранители, ведающие образованием их тел в чреве матери (Тертуллиан, "О душе", 37), а затем сопровождающие их на всех путях жизни; но более великие ангелы ведают целыми народами: архангел Михаил, выступающий как "князь" еврейское сар, в греческом переводе "архонт") еврейского народа, вступает в борьбу с "князем" Персии (Ветхий завет, Книга пророка Даниила 10, 13). В "Книге Еноха" упомянут как один из ангелов Метатрон ("стоящий у престола"), некий везир бога и как бы ангел-хранитель всего мира. Ангелы, заступившие место языческих божеств, демонов и гениев природы и человеческой жизни, могли порой затмевать в народном сознании верховного единого бога, монотеистический принцип как таковой. Гностики приписывали ангелам сотворение материального мира. Тем важнее было для ортодоксии всех трех монотеистических религий подчеркнуть, что ангелы от бога получили свое бытие что они отделены от него различием более принципиальным, нежели различие между ангелами и людьми, и безусловно ему подчинены. Бесконечное множество ангелов (по Книге пророка Даниила 7, 10 - "тысячи тысяч", по Иоанну Златоусту, христианскому проповеднику конца 4 - начала 5 веков - число, реально не имеющее предела) как бы оттеняет трансцендентное единство бога монотеизма. Со времен позднебиблейского иудаизма считалось бесспорным, что бог сотворил ангелов, и спорили только о времени их сотворения (по мнению авторитетов Талмуда, во второй день творения, по иудейской "Книге Юбилеев", близкой времени возникновения христианства - на первый, по мнению христианского писателя 4-5 веков Иеронима, - задолго до сотворения мира). Покорность ангелов богу (почеркиваемая, между прочим, в 21-й суре Корана) еще более бесспорна. Согласно наиболее распространенной и ортодоксальной версии, ангелы предстают либо безупречными воинами бога, любо изменниками в виде бесов. ___ Однако на периферии традиций иудаизма и христианства существовало предание об ангелах, оставшихся нейтральными в час небесной битвы и ныне дожидающихся окончательного приговора на страшном суде (Данте в III песне "Ада" "Божественной комедии" отзывается о них с большим презрением), есть также мусульманские легенды об ангелах, не безусловно злых и не отрекающихся от бога, но претерпевающих постыдное грехопадение (Харут и Марут). Впрочем, на архаической стадии мифологии иудаизма небесные враги человека вроде сатаны еще не воспринимались как явные враги бога (сатана в книге Иова {1, 6} входит в число "сынов Элохима", т.е. ангелов, и выступает перед богом в роли наушника); впоследствии сходная неясность продолжает существовать в отношении столь важного мифологического персонажа, как ангел смерти (еврейский Самаэль; мусульманский малак аль мавт, Коран 32, 11, позднее Израил), предстающий одновременно как враг бога и как исполнитель его приказов. Служение ангелов богу систематически описывается в двоякой системе образов: в образах космического воинствования и в образах культового действа. Образ небесного воина и военачальника - по преимуществу архангел Михаил, "архистратиг воинства небесного", антагонист сатаны. Космическая литургия ангелов, упоминаемая и в иудаистических текстах, и в Коране (21, 20), описываемая в Апокалипсисе (15), особенно волновала воображение христианских писателей, проповедников и живописцев Византии. Для христианской традиции важен аспект непричастности ангелов плотским страстям, как бы их девственничество. Иначе говоря, рядом с образами ангелов-слуг, ангелов-воинов и ангелов-священнослужителей встает еще один образ - ангелов-монахов (аналогия: Евангелие от Матфея 22, 30). По преданию, коптский монах Пахомий (4 век), впервые введший для монахов уставную единообразную одежду, скопировал ее с одеяния явившегося ему ангела. Святых аскетов неоднократно называют в житиях и гимнах "земными ангелами". Уже ессеи, предвосхитившие в иудаизме христианское монашество, были особенно преданы культу ангелов: по сообщению Иосифа Флавия ("Иудейская война" II 8, 7), они при вступлении в общину клялись сохранять в тайне имена ангелов. ___ Лишь постепенно создается очень сложная иерархия ангелов - как в иудаизме (различные перечни "рангов" ангелов), так и в христианстве (Девять чинов апостольских; в системе этой иерархии "собственно" ангелами называется девятый "чин"). Мифологический словарь. |
|