Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Мардук
(Мардук /аккадское/, возможно от шумерского Амар-Уту[к], "теленок Уту"; иногда имя этимологизируется как Мар-Дуку, "сын Дуку")
- центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилон. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине 3-го тысячелетия до н.э., как бог-покровитель Вавилона упоминается уже во время III династии Ура (22 век до н.э.). Центральным божеством становится с возвышением Вавилона во время I Вавилонской династии (19-16 века до н.э.) в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи Мардуку, первородному сыну Эйя (Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство ("энлильство") над людьми и возвышают над всеми игигами. Видимо, в это же время Мардук идентифицируется с шумерским Асаллухи. Среди многочисленных заимствованных эпитетов и качеств Мардука преобладают связанные с Энки и Асаллухи: подчеркиваются мудрость Мардука, искусство врачевания, заклинательные силы. Мардук получает также функции водного божества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к Мардуку переходит титул "судья богов", Ко 2-1 тысячелетию до н.э. Мардук сливается с Энлилем в единый образ "владыка" (Бел). Основные эпитеты Мардука - "владыка богов", "отец богов", с касситского периода (16-13 века до н.э. - Бел. Супруга Мардука - Царпаниту, сын - Набу. ___ Наиболее последовательно возвышение Мардука проводится в аккадской космогонической поэме "Энума элиш", конечная цель создания которой - обосновать и утвердить право Мардука на господство над всеми древними богами и над вселенной, для чего Мардук получает шумерскую генеалогию и становится героем - победителем древних космических сил. Согласно поэме, Мардук был зачат Эйя в жилище "Апсу", возведенным Эйя над убитым им Апсу (Абзу); мать Мардука - богиня Дамкина (Дамгальнуна). Мардук описывается как "ребенок-солнце", божественное дитя, во всем превосходящее предшествующие поколения богов. Когда Тиамат, супруга Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа, всех богов охватывает страх; один Мардук согласен сразиться с войском Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором Мардук демонстрирует могущество своего "слова": по его приказанию исчезает и вновь появляется звезда (в прежних толкованиях - одеяние). Боги, потрясенные могуществом Мардука, избирают его своим главой и благословляют на битву. Мардук вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска Тиамат, вступает в сражение. Он вгоняет в разинутую пасть Тиамат "злой ветер", так что та не может закрыть рот, поражает ее стрелой, расправляется с ее свитой, отнимает у убитого им Кингу таблицы судеб. Далее Мардук творит мир. Он рассекает тело Тиамат на две части, из нижней делает землю, из верхней небо (запирая его на засов и приставляя стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю). Богам Ану, Энлилю и Эйя Мардук определяет их владения, а небесным светилам - их пути, разделяет 600 богов на 300 верхних, небесных и 300 нижних, подземных. Смешав глину с кровью Кингу, создает вместе с Эйей людей. Благодарные боги строят Мардуку "небесный Вавилон" с храмом Эсагала, провозглашают пятьдесят имен Мардука (в числе которых - "господин стран", титул Энлиля), передающих ему власть практически всех главных богов аккадского пантеона. Мардук является активным участником мифа об Эрре, который обманным путем отбирает у него власть и чинит страшные разрушения и убийства. ___ С 14 века до н.э. культ Мардука распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с Мардуком идентифицирующееся и заменяющее его. Известны гимны и молитвы к Мардуку, а также стихотворное произведение времени царя Синаххериба (705 - 680 гг. до н.э.). ___ Символ Мардука - секировидный топор, дракон Мушхуш. В тексте новоассирийского времени с частями тела Мардука сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определенную роль в его культе: "его главные внутренности - собаки, его спинной хребет - кедр, его пальцы - тростник, его череп - серебро, излияние его семени - золото". Мифологический словарь. |
|