Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Исида
(Исет /египетское "трон", "место"/, Исис /греческое/)
- в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Культ Исиды пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире ее называли "та, у которой тысяча имен". Исида входила в гелиопольскую эннеаду богов: дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора. Основные повествования об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. После убийства Осириса Сетом она, отыскав с помощью Нефтиды тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В болотах дельты Нила Исида, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына. Однажды в ее отсутствие ядовитая змея ужалила младенца, но Тот своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, Исида явилась с ним на суд эннеады и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда Исиду. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил ее на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету историю о сыне пастуха, которого ограбил чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и этим невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца следует передавать сыну. ___ Исида помогает Гору в дальнейших спорах и столкновениях с Сетом. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила ее отравой, Исида оторвала руку и заменила ее здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царем Египта своего сына. В некоторых вариантах мифов Исида действует самостоятельно. В ряде текстов Осириса оживляет не Гор, а Исида (сама или с помощью Нефтиды). Сохранилось глухое воспоминание архаического мифа об Исиде, выступающей на стороне Сета, так как он, в соответствии с нормами материнского права, как брат по матери, ближе ей, чем Гор. Исида отзывает свой гарпун, пронзивший Сета, и разъяренный таким предательством Гор отрубает своей матери голову. ___ В мифе о Ра и змее Исида выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит "великую чарами" Исиду об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Затем Исида получает магическую власть над царем богов. ___ Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила, центром ее культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо и изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. Исида покровительствовала обитавшим в районе Буто рыбакам. Согласно мифу, когда Гора ужалила змея, они первыми прибежали к ней на помощь ("Исида и Гор в болотах Дельты"). Классический образ Исиды - любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына, создается позднее, с формированием гелиопольской эннеады. ___ Почиталась Исида и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно ее изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Исида выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей ("Сказка о Хуфу и чародеях"). ___ Как супруга Осириса, Исида воспринимала порой его функции. По сообщению Диодора Сицилийского, она научила людей жать, растирать зерна. Как с богиней плодородия с ней отождествляли Небтуи, Таурт, Рененутет, Хатор, греки - Деметру. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу (с Исидой отождествляли Сопдет, существовало представление о связи воскресения Осириса с разливами Нила). Судя по античной традиции, Исида была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения Исиды с лодкой в руках. Иногда Исида выступала как мать и жена Мина. В Куше (древней Нубии) Исида считалась покровительницей царской власти (с ней отождествлялась царица-мать). В 4 веке до н.э. храм Исиды был построен в Пирее, во 2 веке до н.э. на острове Делос. Известны также святилища Исиды в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии почитание Исиды распространяется со 2-го века до н.э.; воздвигаются храмы Исиды в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Исиды в Галлии, Испании, Британии. Ее культ как богини-матери приобрел самостоятельное значение, повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кельне). Мифологический словарь. |
|