Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Инанна
(Иннин, Нинанна)
(«владычица небес»; возможно, народная этимология)

- в шумерской мифологии богиня плодородия, плотской любви и распри; под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество — «звезда утреннего восхода» (планета Венера). Инанна — центральный женский образ шумерского пантеона, перешедший затем в аккадский (Иштар). Первоначально Инанна была местной богиней-покровительницей Урука, Забалама и Кулаба. Символ Инанны, ставший знаком-идеограммой её имени — кольцо с лентой (косой?) (появляется в изобразительном искусстве Шумера и в ранних пиктографических текстах уже на рубеже 4—3-го тысячелетий до н.э.), другой символ — многолепестковая розетка, может быть, изображающая звезду. В списке богов из Фары (26 век до н.э.) упоминается на третьем месте (после Ана и Энлиля). В литературных мифологических текстах, по одной (урукской) традиции, Инанна — дочь бога неба Ана, по другой (урской), — дочь бога луны Нанны, сестра солнечного бога Уту (родового бога династии правителей Урука). С вытеснением Ана Энлилем Инанну иногда называют его дочерью. Фигурально её часто именуют дочерью Энки как божества мудрости. Основной аспект Инанны — богини плотской любви препятствовал закреплению за ней постоянного супруга. Среди её мужей упоминаются бог — покровитель Киша воин Забаба (местная традиция) и бог-пастух Думузи. В шумеро-аккадском мифе «Возвышение Инанны» её супружество с отцом богов Аном и возведение её в роль Анту(м) (владычицы богов) носит политический характер (создание единого пантеона с укреплением деспотической власти царей III династии Ура). Образ Инанны не является образом богини-матери, хотя изредка как её сын (а возможно и возлюбленный) выступает воинственный бог Шара (культ в городе Умма).
____ С Инанной связано большое число мифов. Один из мифов (условное название: «Энки и Шумер», или «Энки и мироздание») связан с определением функций богини. Инанна жалуется мудрому «отцу» Энки на то, что её обошли при распределении божественных обязанностей. Тогда Энки наделяет Инанну любовью к битвам и разрушению, способностью привлекать мужчин и дарит ей всевозможные одеяния (в другом варианте мифа Инанну возвеличивает бог Ан). Инанне как носительнице культуры посвящён миф об Инанне, Энки и ме. Инанна отправляется из Урука в Эреду(г) к «богу-отцу» Энки с целью приумножить славу Урука: Инанна хочет облагодетельствовать свой город, добыв для него таблицы судеб ме, хранящиеся у Энки. Тот принимает богиню очень приветливо. На пиру захмелевший бог опрометчиво дарит ме Инанне, которые та торопится погрузить в ладью. Протрезвевший Энки посылает демонов лахама во главе со своим советником Исимудом в погоню за Инанной. На каждой из семи стоянок по дороге от города Энки — Эреду(г)а до Урука происходит сражение между силами Инанны и Энки, но в конце концов Инанне удаётся довезти ме до Урука, и они оказываются потерянными для Энки навсегда. В роли носительницы культуры Инанна выступает и в мифе «Инанна и гора Эбех». Здесь Инанна (богиня-воительница) вступает в битву с персонифицированной горой — чудовищем Эбех (по мнению исследователей, миф отражает борьбу Двуречья с северными горными народами и, возможно, связан в какой-то степени с победой урукского правителя Утухенгаля над кутиями). В мифе «Инанна и Билулу» подчёркиваются её жестокие черты, она убивает старую богиню Билулу и её сына (видимо, степные божества), но затем «определяет их судьбу»: Билулу она превращает в кожаный бурдюк для хранения воды в степи, ее сына делает удугом и ламой (демонами-хранителями) степи.
____ В мифе «Возвышение Инанны» Инанна сперва выступает против Ана в союзе с лунным и солнечным божествами, затем переходит на его сторону и в конце концов становится его супругой. В мифе об Инанне и изобретателе садоводства садовнике Шукалитудде Инанна мстит всему человечеству за то, что тот изнасиловал её спящей, когда она, устав от путешествия, прилегла отдохнуть в выращенном им саду: Инанна превращает в кровь всю воду в источниках, так что деревья начинают сочиться кровью, и насылает на страну опустошительные вихри и бури.
____ В тексте «Гильгамеш и небесный бык» Инанна насылает на Урук быка, которого умерщвляет Гильгамеш. В мифе о Лугальбанде Инанна помогает ему в войне с Араттой.
____ Наиболее важный для понимания образа Инанны — цикл, условно называемый «Инанна — Думузи». Он состоит из ряда любовных песен, посвящённых начальному периоду их любви. Эти песни являлись частью совершавшегося ежегодно ритуала священного брака царя, олицетворявшего Думузи, и жрицы, воплощавшей Инанну (III династия Ура и 1 династия Исина, 21—19 века до н.э.). В текстах Инанна предстаёт в образе строптивой и своенравной девушки, влюблённой в своего жениха. С некоторыми оговорками к этому циклу может быть присоединён миф о сватовстве к Инанне бога-земледельца Энкимду и бога-пастуха Думузи: Инанна первоначально предпочитает Энкимду, однако Уту, выступающий посредником, ходатайствует за Думузи, и Инанна меняет своё решение (миф — этиологический, основная его направленность — сравнение преимуществ земледелия и скотоводства). Логическим завершением всего цикла является миф о нисхождении Инанны в подземный мир. Инанна решает спуститься в подземный мир. Опасаясь, как бы её сестра царица подземного царства Эрешкигаль не предала её смерти, Инанна оставляет своему послу и визирю Ниншубуре наказ: через три дня совершить на «холмах погребальных» обряд её оплакивания, а затем отправляться в храмы трёх великих богов — Энлиля, Нанны и Энки и просить у них помощи в спасении Инанны из «страны без возврата». Из трёх богов только Энки принимает меры к спасению Инанны. Он достаёт грязь из-под ногтей, «крашенных красной краской», и лепит два загадочных существа — «кургара» и «калатура» (по-видимому, евнухов или уродцев), снабжает их «травой жизни» и «водой жизни» и, научив магическому заклинанию, отправляет в подземное царство. Но Инанна к этому времени уже мертва. У врат «страны без возврата» её встречает привратник Нети. Он проводит её через семь ворот подземного мира и каждый раз снимает с неё какую-нибудь деталь одежды или украшения (что, видимо, лишает её магической силы ме). Инанна обнажённой предстаёт перед сестрой. Та направляет на неё «взгляд смерти», и Инанна превращается в труп, который Эрешкигаль «вешает на крюк». Появившиеся в подземном царстве посланцы Энки застают Эрешкигаль в родовых муках (не потому ли та мучается, что с уходом богини любви и плодородия прекратились роды на земле? Мотив прекращения совокупления и жизни при уходе богини в подземный мир звучит в более позднем тексте 1-го тысячелетия до н.э. о нисхождении Иштар). «Кургар» и «калатур», смягчив заклинательной формулой муки царицы, добиваются у неё обещания выполнить их желание. Они просят труп Инанны, а затем оживляют его травой и водой жизни. Но её останавливают судьи подземного царства боги-ануннаки: Инанна не может покинуть подземного мира, не оставив там себе замены, таков закон «страны без возврата», одинаковый для богов и для людей. После трёхкратных поисков-выбора (Ниншубура, бог Лулаль и сын-возлюбленный Шара) Инанна приходит в Кулаб — пригород Урука, где застаёт своего супруга Думузи сидящим на троне в царских одеждах. На него она и устремляет «взгляд смерти». Думузи обращается к Уту с мольбой о помощи, бежит, сообщив место своего убежища только сестре Гештинанне и неизвестному «другу» (часть мифа восстанавливается по тексту «В жалобах сердца», или «Сон Думузи»). Думузи преследуют демоны гала, неумолимо требующие исполнения законов подземного мира. Гештинанна не выдаёт его, хотя гала подвергают её мучительным пыткам. Друг, подкупленный гала, открывает им место убежища Думузи, тот бежит дальше. Уту превращает его в газель (или ящерицу), но в конце концов демоны всё же настигают его и разрывают на части. Гештинанна готова сойти в подземный мир за брата, но Инанна, которой дано быть судьёй, изрекает свой приговор: «полгода — ты, полгода — она», то есть Гештинанна и Думузи должны поочерёдно делить свою судьбу в подземном мире.

Мифологический словарь.
В.К.Афанасьева



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz