Ан (Персонажи шумеро-аккадской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Ан
(Ан /шумерское "небо"/, Ану(м), Ану /акадское/)

- в шумеро-аккадской мифологии одно из центральных божеств, бог неба. Его имя пишется знаком, обозначающим понятие "бог" и ставящимся как детерминатив перед именами других богов. В списках богов 26 века до н.э. из Фары (как и во всех других списках богов) его именем открывается список. Кроме того Ан - божество города Урука. Постоянный титул - "отец богов", но в аккадской поэме "Энума элиш" Ан - сын Аншара и Кишар, в других источниках - потомок Энмешарры, передавшего свое "господство" Ану и Энлилю. В качестве "отца богов" "забирает" (создает) небо, приказывает родиться богам ануннакам, в других мифах и гимнах изображается восседающим на небесах на первом месте, к Ану обращаются за советом и благословением. Он нередко враждебен людям (насылает по просьбе своей дочери Иштар небесного быка на Урук, требует смерти Гильгамеша, создает "семерку" злых демонов, ответствен, по словам богини Нингаль, за гибель Ура и т.д.). Но более всего для образа Ана характерна пассивность, бездеятельность, он является скорее лишь символом высшей власти. Наиболее деятельным показан в двуязычной шумеро-аккадской серии заклинаний "злые демоны утукку", связанной, видимо, с ритуальным праздником лунного затмения, где боги - олицетворения небесных светил (луны, солнца и планеты Венера) хотят заставить Ана поделиться с ними властью. Ан посылает "семерку" (демонов утукку) против бога луны (Нанны-Сина), чтобы окружить его и затемнить. Инанна-Иштар (олицетворение планеты Венера) переходит на сторону Ана, и луна попадает в плен, но, по всей видимости, освобождается при помощи Энки (Эйи). Энлиль, "первый сын Ана", в ряде случаев становится соперником отца и оттесняет его культ. Другие дети Ана - бог бури (Им?, по другой версии - сын Энлиля), Ишкур (Адад), Марту, Инанна (Иштар), Нанайя, Баба (Бау), Гатумдуг (по другой версии - жена Ана), Нисаба, Нининсина, боги ануннаки. Жена Ана - Ураш ("земля") позднее идентифицируется с Ки ("земля", "низ"), В аккадском пантеоне появляется Анту(м) как женское соответствие Ану. Инанна-Иштар как владычица богов также выступет в роли жены Ана.
___ Во второй половине правления персидской династии Ахеменидов Ану становится активным верховным богом и покровителем города Урук, отождествляясь (по мнению И.М.Дьяконова), подобно иудейскому Яхве, с Элах-шемаййя ("бог небес") - семитским обозначением Ахурамазды. Одним из свидетельств возрождения культа Ану и Анту(м) является новый храм, возведенный обоим божествам в Уруке (2 век до н.э.).
___ Символ Ана - "рогатая тиара" (изображения соранились на пограничных камнях "кудурру" средне- и поздневавилонского времени и на печатях.

Мифологический словарь.
В.К.Афанасьева



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz