Церера (Персонажи римской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Церера

- древнейшая италийская и римская хтоническая богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, подземного мира, насылавшая на людей безумие, богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сельской общины (пага), защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казненный за ночную кражу урожая). Впоследствии Церера считалась только богиней злаков и урожая, пользуясь как таковая большим почетом, особенно среди крестьян, справлявших посвященные ей цереалии и призывавших ее во время паганалий - праздника пагов. В эпоху борьбы патрициев и плебеев Церера возглавляла плебейскую триаду (Церера, Либер и Либера) богов, которой в 493 году до н.э. был сооружен кампанскими мастерами храм в долине между Палатином и Аветином, где плебеи издавна почитали земледельческих богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину, которых Церера вытеснила, и где был подземный алтарь Конса. Есть мнение, что Церера всегда была богиней плебса, так как ее фламин был плебей, возможно, жрец плебейской общины, а цереалии были включены в календарь Нумы в связи с приобщением части плебеев к римской общине. Храм плебейской триады богов стал центром борьбы плебеев с патрициями, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых плебеев, местом раздачи им хлеба (Церера отождествлялась с богиней Пандой или Эмпандой, в храме которой кормили голодных; Авл Геллий, "Аттические ночи" XIII 22; Сервий, "Комментарий к Георгикам Вергилия" I 7). После примирения патрициев и плебеев Церера стала почитаться как общая богиня, но ее старая роль ожила с обострением противоречий между народом и нобилитетом, когда Церере была противопоставлена богиня нобилитета Кибела. Церере вместе с Теллус были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева (сементивы, 13 декабря) и цереалии (19 апреля). Цереалии сопровождались цирковыми и сценическими играми, травлей лисиц, к которым привязывались горящие факелы, и разбрасыванием орехов (Овидий, "Фасты" IV 681), что должно было защитить от зноя посевы и стимулировать их рост. В 3 веке до н.э. Церера сближается с Деметрой, Либера с Прозерпиной - Персефоной. Культ Цереры эллинизируется, появляются женские мистерии Цереры, праздник встречи Цереры с вернувшиейся от Плутона дочерью, которому предшествовал девятидневный пост и воздержание (Сервий, "Комментарий к Георгикам Вергилия" I 344). С Церерой (как и с греческой Деметрой) связывается введение земледелия и законов, приобщивших людей к цивилизации.

Мифологический словарь.
Е.М.Штаерман



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz