Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Истоки
Сюжеты
Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Янус
(от ianua, "двери", "ворота")
- в римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: "отпирающий" и "запирающий") и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека, Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия I 292). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царем Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник - агонии - справлялся 9 января в жилище царя-регии (Овидий, "Фасты" I 318), а жрецом его был заменявший царя "царь священнодействий" (rex sacrorum), возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет "двойной" (Geminus), Так же называлась и посвященная Янусу царем Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время мира (Тит Ливий, "История Рима от основания города" I 19, 2). Янус считался также богом договоров, союзов (например, союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома (Овидий, "Фасты" I 135), а также тем, что он знает и прошлое, и будущее (Макробий, "Сатурналии" I 9, 7). В песне саллиев Янус именовался "богом богов" и "добрым создателем" (Макробий, "Сатурналии" I 9, 14-18). Впоследствии он трактовался как "мир" - mundus (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" VII 610; Макробий, "Сатурналии" I 7, 18-28), как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось (Овидий, "Фасты" I 104). Возможно, что то были отголоски некогда существовавшего мифа о Янусе, как творце мира. В пользу этого предпроложения свидетельствует древность песни саллиев, высокое положение жреца Януса и то обстоятельство, что у других народов имелись древнейшие двуликие боги неба, мыслившегося как металлический свод, подобный арке Януса. Об этом же говорит связь Януса с Квирином. Янусу-Квирину якобы воздвиг храм Нума Помпилий, он же призывался фициалами при объявлении войны (Тит Ливий, "История Рима от основания города" I 32, 12), что могло знаменовать не только связь мира и войны но и космического и земного порядка, олицетворенного в римской общине. Культ Януса в массах распространения не получил (что тоже обычно для древнейших богов-демиургов). Мифологический словарь. |
|