Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Пенаты
(от penetralia - внутренняя, потайная часть жилища, храма)
- в римской мифологии божества-хранители. Пенаты - фамильные или "отеческие" хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; впоследствии пенатами назывались все почитавшиеся фамилией боги дома, домашнего очага (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" II 514). Как и лары с которыми пенаты иногда отождествляются (Арнобий, "Против язычников" III 40), были символом родного дома и домашнего очага. ___ Пенаты государственные, пенаты римского народа считались одной из главных святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжественных клятвах пенаты призывались вместе с Юпитером. Считалось, что они были привезены Энеем из Трои сначала в город Лавиний, а потом были помещены в Риме во внутренней части храма Весты. Имена пенатов и их изображения хранились в тайне от непосвященных, приближаться к ним могли только жрецы и весталки (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" III 12), что породило самые различные толкования сущности и происхождения пенатов. Считалось, что это деревянные или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда полученные родоначальником троянцев Дарданом от Афины (вместе с палладием, также хранившимся в храме Весты). Для служения им Дардан создал коллегию саллиев. Нигидий Фигул считал пенатами Аполлона и Нептуна, строившего стены Трои (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" I 379; VIII 285). Некоторые причисляли к пенатам Весту, поскольку полководцы отправляясь в провинции, а магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в Лавинии, другие - великих богов, от которых все произошло (небо и земля), или Юпитера, Юнону, Минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и Меркурия (как бога речи), которых соединил Тарквиний Древний, посвященный в самофракийские мистерии. Этруски считали пенатами Цереру, Палес и Фортуну (Макробий, "Сатурналии" I 10, 16; III 4, 11; III 14, 6-13; Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" II 296; VIII 679). Отождествляли с пенатами Диоскуров, также почитавшихся на Самофракии и изображавшихся в общедоступном храме у Форума в виде двух вооруженных копьями сидящих юношей (Дионисий Галикарнасский, "Римские древности" I, 68; Ливий, "История Рима от основания города" XIV 16, 5). Согласно греческому историку 3 века до н.э. Тимею, пенаты - два бронзовых кадуцея и троянский глиняный сосуд (Дионисий Галикарнасский, "Римские древности" I 67); привезенные в Рим, они дважды возвращались в храм Лавинии и поразили молнией одну из двух спавших там девушек, которая не была целомудренной (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" III 12). В надписях пенаты упоминаются редко. Мифологический словарь. |
|