Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Истоки
Сюжеты
Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Юпитер
- в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: "молниеносный", "гремящий", "дождливый"), царь богов, отождествляющийся с греческим Зевсом. По теории Ж.Дюмезиля, Юпитер - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс, Квирин. По мнению Дж.Фрэзера, Юпитер - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер ("плодоносный"), фагутал ("бук"), румин ("смоковница"), вимин ("тростник"). В песне салиев его эпитет Лутеций (от lux, "свет") ему были посвящены дни полнолуний - иды (Макробий, "Сатурналии" I 15, 14). Почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис) (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" VIII 641). Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Овидий, "Фасты" IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Авл Геллий, "Аттические ночи" I 21, 4); как Юпитер Термин - хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитера с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, "сотрудничающих, помогающих" и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Юпитера был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Юпитера. Значение культа Юпитера особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. Юпитер с эпитетом "наилучший, величайший" (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчиненные Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог ("все полно Юпитером"), как душа или разум мира, эфир, все порождающий и принимающий в себя. Мифологический словарь. |
|