Илу
(Ил /угаритское, финикийское/, Эл /финикийское, иврит/, Илум, Илим, Элим /угаритское, финикийское/, Элоах, Элохим /иврит/; первоначально "сильный", "могучий", приняло значение "бог")
|
- древнесемитское верховное божество. В западносемитской мифологии верховный бог, демиург и первопредок. Основные сведения об Илу содержатся в угаритских текстах, но почитался он, видимо, во всем западносемитском ареале. Илу - отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство. Один из ветхозаветных вариантов предания о состворении мира словом Элохима восходит, вероятно, к ханаанейскому, обработанному жречеством, мифу. Как владыка мироздания, создатель вселенной, протяженный во времени и пространстве, Илу - "отец (царь) годов" [аналогия: в иудаистической мифологии бога "Рибоно шел олам" ("владыка вечности"), основанное на тех же представлениях]. Живет Илу "у источника Реки, у истоков обоих Океанов", то есть в центре мироздания (возможно, локализовавшемся у источника Афка в Ливане). Илу - олицетворение плодоносящего начала, бог плодородия, и, как таковой, именовался быком. Он, в частности, вступает в священный брак (воспроизводившийся в угаритском храмовом действе), от которого родились боги Шалимму и Шахару, что повлекло пробуждение всех сил природы. Илу возглавляет совет всех богов - его детей. Супруга и дочь Илу - мать богов Асират. Илу предстает как добрый, мудрый и милосердный старец. Боги действуют только с дозволения Илу, однако он стар и слаб, и ему иногда угрожают силой (так, Анат добивается его разрешения построить дом для Балу). Отличительные черты Илу - пассивность, бездеятельность; он, прежде всего, - символ высшей власти. В угаритском списке богов Илу предшествует "Илу отцовский". Как верховный бог Илу изображался в виде величественного, длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами, принимающим жертву и благословляющим жертвователя, а также в образе быка.
___ К 1-му тысячелетию до н.э. культ Илу постепенно вытесняется культами местных божеств. В иудейском доиудаистическом пантеоне образ Илу (Эла) уже в 1-ой половине 1-го тысячелетия до н.э. сливается с образом Йахве (Йево). Однако следы представлений об Илу - верховном божестве, возглавляющем совет богов, сохранились и в Библии (Ветхий Завет. Псалтирь 81).
___ В эллинистический период Илу отождествляется с Зевсом и Кроносом, реже - с Ураном. По финикийской теогониии Санхунйатона - Филона Библского, Эл-Крон (Илу) - сын Урана-неба (Баалшамема?) и Геи-земли (Арцай), брат Дагона. Он восстает против Урана и побеждает его, от него рождается новое поколение богов. Известен финикийский миф о том, как Крон (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына (Молох). Элиун (финикийское) или (на иврите) Эльон ("всевышний"), являющийся, согласно теогонии Санхунйатона - Филона, отцом Урана и Геи (его супруга - Берут) и растерзанный диким зверем, на раннем этапе, очевидно, выступал как ипостась Илу (возможно, просто его эпитет); он считался, наряду с Шалимму, богом-покровителем Иерусалима.
___ Илу, вероятно, тождествен аморейский бог Лим, известный по теофорным собственным именам. В Месопотамии Илу, очевидно, соответствует Марту. Сказание об Илу (Элькунирши) проникли в хеттскую мифологию.
Мифологический словарь.
И.Ш.Шифман
___ В йеменской мифологии "Ил", видимо, не имя бога (Илу), а нарицательное "бог". Вероятно, божество с этим именем не почиталось в Древнем Йемене. Но образ древнесемитского Илу сохранился под несколькими именами, очевидно, первоначально заменявшими его имя, ставшее запретным и впоследствии забытое: Алмаках, Вадд, Амм, Син. Вероятно, боги с этими именами считались в Йемене ипостасями древнего Илу.
Мифологический словарь.
А.Г.Лундин
| |