Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Гений
(от латинского gens, "род", gigno, "рождать", "производить")
- в римской мифологии первоначально божество - прародитель рода (Нонн Марцелл c. 172), затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения. Особенно почитался гений главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи гению господ и патронов по формуле: "гений нашего Гая", "гений нашего Марка" и прочее. Клятва гением господина считалась самой священной для раба. Постепенно гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения - добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшийся с другими богами. В таком качестве гений соответствует греческому демону (например, у Апулея в сочинении "О боге Сократа") и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что гений имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" V 85), не было места без гения], корпорации, воинские части и т.д. Посвятительные надписи таким гениям многочисленны по всей империи. Предполагалось, что гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрел культ гения Рима и императора. Последний был введен Августом, присоединившим свой гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространенным. Клятва гением императора считалась самой священной, и нарушение ее приравнивалось к оскорблению величества. Гению Рима был посвящен на Капитолии щит с надписью "или мужу, или женщине", поскольку имя и пол гения - хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" II 351). Мифологический словарь. |
|