Гений (Персонажи римской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Гений
(от латинского gens, "род", gigno, "рождать", "производить")

- в римской мифологии первоначально божество - прародитель рода (Нонн Марцелл c. 172), затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения. Особенно почитался гений главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи гению господ и патронов по формуле: "гений нашего Гая", "гений нашего Марка" и прочее. Клятва гением господина считалась самой священной для раба. Постепенно гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения - добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшийся с другими богами. В таком качестве гений соответствует греческому демону (например, у Апулея в сочинении "О боге Сократа") и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что гений имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" V 85), не было места без гения], корпорации, воинские части и т.д. Посвятительные надписи таким гениям многочисленны по всей империи. Предполагалось, что гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрел культ гения Рима и императора. Последний был введен Августом, присоединившим свой гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространенным. Клятва гением императора считалась самой священной, и нарушение ее приравнивалось к оскорблению величества. Гению Рима был посвящен на Капитолии щит с надписью "или мужу, или женщине", поскольку имя и пол гения - хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" II 351).

Мифологический словарь.
Е.М.Штаерман



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz