Балу
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Балу
(позднее Баал /общесемитское, буквально "хозяин", "владыка"/, Ваал /греческое/)

- в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов.
___ Наибольшим распространением пользовался культ Балу - бога бури, грома и молний, дождя и плодородия (именовался также Баал-Хаддад, позднее Хаддад). В Угарите этот бог - главный герой мифов (Алиййану-Балу, Алиййан, "силач"). Особый интерес угаритской традиции к нему объясняется, видимо, его ролью бога - покровителя Угарита.
___ Балу - потомок Илу и Асират, сын Дагана (Дагон; по позднему финикийскому преданию, переданному Евсевием Кесарийским, мать Балу, одна из наложниц Урана, в данном случае соответствующего, очевидно, Илу, попала к Дагону, уже будучи беременной от Урана). Имеются упоминания о трех дочерях Балу, являющихся одновременно и его женами: Пидрай (очевидно, "жироносная", то есть "питательница"), Талай ("росная", то есть подательница росы) и Арцай ["земля", богиня земли, возможно, связанная с позднейшим Арцу и, вероятно, соответствующая в теогонии Санхунйатон - Филона Библского Гее, супруге Урана (Баалшамема?)]. Сестра и возлюбленная Балу - Анат.
___ Балу именуется богатырем, сильнейшим из героев, скачущем на облаке, князем (Баал-Зебул, отсюда библейский Вельзевул), возвышенным; известны его изображения в облике быка (символ плодородия) или воина, поражающего землю молнией-копьем. Он живет на горе Цапану ("северная", на иврите Цафон, античный Касиус, современная Джебель ал-Акра) и является ее владыкой (Баал-Цапани). В борьбе богов младшего поколения за власть над миром и богами он фактически властелин вселенной, оттеснивший Илу на задний план. Балу вместе с Анат противостоит хтоническим и связанным с морской стихией разрушительным силам и предстает как умирающий и воскресающий бог. Главный враг Балу - бог смерти и подземного мира Муту. Согласно мифу, Муту, пожелавший отнять у Балу власть над миром и богами, требует, чтобы тот явился к нему на пир в подземное царство. Устрашенный, Балу оказывает Муту почтение и, по-видимому, является к нему, признавая, таким образом, его власть над собой; впоследствии Балу гибнет, по-видимому, убитый Муту. Илу, Анат и другие добрые боги оплакивают его; Анат с помощью богини солнца Шапаш находит тело Балу и, совершив оплакивание, погребает его на горе Цапану. По настоянию Асират Илу назначает владыкой богов Астара, Анат требует от Муту вернуть Балу и, получив отказ, уничтожает Муту. Балу воскресает и возвращает себе власть. Муту появляется на седьмой год после своей гибели и вновь борется с Балу; Шапаш угрожает Муту наказанием Илу; борьба заканчивается победой Балу. Схватка между Балу и Муту постоянно возобновляется; гибель Балу приводит к увяданию и засухе, а его воскресение влечет за собой расцвет в природе.
___ Балу борется и с богом морской стихии Йамму, который требует, чтобы Балу стал его рабом. Балу побеждает Йамму, используя в качестве оружия чудесные палицы, сделанные Кусар-и-Хасисом. Врагами Балу являются Латану (Левиафан) и другие хищные чудовища. Известен миф о создании для Балу дома (символ власти и могущества): Анат с помощью Асират добивается разрешения Илу на постройку дома, который строит на горе Цапану Кусар-и-Хасис, покрывая его золотом и серебром. При этом после долгих споров с Балу он делает в нем окно (согласно библейскому повествованию из книги пророка Иеремии 9, 21 - через окно в дом проникает смерть).
___ Сказание о громовержце Балу известны и по хеттским источникам: согласно мифу, Асират (Ашерту) пытается соблазнить Балу, он, по указанию Илу (Элькунирши) выполняет ее желания и унижает ее, между ними начинается вражда. В Египте Балу отождествлялся с Сетом. В мифах, очевидно палестинского происхождения, он снимает печать, наложенную Гором (Астаром?) на лоно Анат и Астарты; Ра отдает их ему в жены; рассказывалось о священном соитии Сета и Анат. По египетским источникам известен также палестинский миф о борьбе Сета и Йамму, посредницей в которой выступает Астарта; побеждает Сет.
___ Вероятно, Баал-Хаддад (Алиййану-Балу) тождествен более позднему (1-е тыс. до н.э.) финикийскому Баал-Аддиру (Аддир, "могучий"). Почитание Хаддада было широко распространено в Сирии с конца 2-го тысячелетия до н.э.; его супругой считалась Атаргатис. В эпоху эллинизма отождествлялся с Зевсом.

Мифологический словарь.
И.Ш.Шифман



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz