Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Сибиллы
(сивиллы)
- в греческой мифологии пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Имя "Сибилла" (этимология его неясна), по свидетельству Плутарха ("Об оракулах пифии" 6), впервые встречается у Гераклита. Первоначально Сибилла - собственное имя одной из прорицательниц (Платон, "Федр" 244 b; Аристофан, "Мир" 1095). По традиции первой сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо (Евстафий 266; вариант: дочь Зевса и Ламии, имя которой было впервые дано ливийцами, Павсаний, "Описание Эллады" X 12, 1). Эти легенды и этимология имени Сибиллы позволяют предполагать восточное происхождение мифа, хотя в пифийском рассказе, приводимом Павсанием ("Описание Эллады" X 12, 1-3), названа греческим именем Герофила и ее происхождение связывается с Аполлоном и музами (Плутарх, "Об оракулах пифии" 9). Позднее возникли легенды о странствиях Герофилы по Средиземноморью; она жила в Эрифрах, на Геллеспонте, в Малой Азии - Кларосе и Колофоне, на островах Самос и Делос, в Дельфах, а потом в Троаде, где была похоронена в роще Аполлона Сминфейского (Павсаний, "Описание Эллады" X 12, 5). В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырех и даже десяти сибиллах. Этих сибилл называли по месту их обитания; некоторые сибиллы имели собственные имена, хотя имя Герофилы часто переносилось на сибилл происходящих из других мест. В Малой Азии обитали фригийская, колофонская, эрифрейская сибиллы, на островах Самос и Делос - самосская и делосская, в текстах упоминается также персидская, халдейская, египетская, палестинская сибиллы. В Древней Греции наиболее известна была дельфийская сибилла, в Древнем Риме - куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента). Прорицания сибилл не были связаны с определенным оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком. Известно предсказание сибиллы, что спартанка Елена принесет гибель Трое (Павсаний, "Описание Эллады" X 12, 2). Считалось, что сибилла может предсказывать на тысячу дет вперед, она якобы предсказала извержение Везувия (Плутарх, "Об оракулах пифии" 9), указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции. Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею: она предупредила его о грядущих бедах, помогла ему спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца, и предсказала великое будущее основанному им городу (Вергилий, "Энеида" VI 9). В Греции, а затем в Риме мифы о сибилле переплетаются с мифами об Аполлоне. Куманская сибилла получила от влюбленного в нее Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетия, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку (Овидий, "Метаморфозы" XIV 103-153). Подобно оракулам, дававшимся пифией, предсказания сибиллы делались обычно в стихотворной форме - гекзаметром. Впоследствии предсказания куманской сибиллы были записаны на пальмовых листах и составили девять книг - сивиллиных книг (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" III 444). Куманская сибилла предложила римскому царю Тарквинию Приску купить у нее эти книги, а когда царь отказался, сибилла сожгла три книги; затем она повторила свое предложение и при вторичном отказе сожгла еще три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги (Дионисий Галикарнасский, "Римские древности" IV 62). Впоследствии к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской сибиллы и др. Сгоревшие в 83 году до н.э. книги были возобновлены при Августе и Тиберии. Сивиллины книги, считавшиеся тайными, хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского, и ими пользовались до 5 века н.э. Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смешение греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований. Мифологический словарь. |
|