Психея (Персонажи греческой мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Психея
(Психе, "душа", "дыхание")

- в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психея отождествляется с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря (Филострат, "О героях" III 26). Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим (Овидий, "Метаморфозы" XV 374). Греческое слово "психея" означает "душа" и "бабочка" (Аристотель, "История животных" IV 7). Психея представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде рисуются летающими (Гомер, "Одиссея" XI 37, 605), Они слетаются на кровь (Гомер, "Одиссея" XI 36-43), порхают в виде теней и сновидений (Гомер, "Одиссея" XI 217-222). Душа Патрокла удаляется с "писком" (Гомер, "Илиада" XXIII 100), причем употребляется глагол "щебетать", "пищать". Души убитых Одиссеем женихов также уходят в аид с писком нетопырей (Гомер, "Одиссея" XXIV 5-9). Психея представлялась в виде орла, устремляющего ввысь свой полет. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как Психея - душа (Гомер, "Илиада" XVI 530; "Одиссея" I 322). Кровь - тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану вместе с кровью (Гомер, "Илиада" XIV 518) или ее вырывают вместе с острием копья (Гомер, "Илиада" XVI 505). По Пифагору Психея питается кровью; кровь - "седалище души" (Сервий, "Комментарий к Энеиде Вергилия" V 79).
___ Объединив различные мифы о Психее, Апулей создал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью (Апулей, "Метаморфозы" IV 28 - VI 24). С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею. Рассказ Апулея имеет явно фольклорные и мифологические истоки.

Мифологический словарь.
А.Ф.Лосев


Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz