Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Протей
- в греческой мифологии морское божество. Как сын Посейдона (Аполлодор, "Библиотека" II 5, 9) Протей наделен всеми традиционными чертами морских богов (такими же как Главк, Нерей, Фок): старостью, обилием детей (протидов) или подопечных (тюленей), способностью принимать облик различных существ и многознанием; он - пастух тюленьих стад (Вергилий, "Георгики" IV 387). Как сын Эгипта (Аполлодор, "Библиотека" II 1, 5) и супруг Псамафы (Еврипид, "Елена" 6) Протей царствует в Мемфисе; Геродот ("История" II 112; 116-118) считает имя Протей титулом "па-рути" ("фараон"). Протей скрывает свой пророческий дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик. У Протея в Египте находилась настоящая Елена (в то время как Парису достался только ее призрак, поскольку Зевс или Гера подменили подлинную Елену (Ликофрон, "Александра" 112; Еврипид, "Елена" 1-20; Геродот, "История" 112-121). После падения Трои Протей рассказывает Менелаю о судьбе греческого войска; Менелай добился этого с помощью дочери (или жены) Протея - Эйдотеи (Гомер, "Одиссея" IV 387; или Эйдо, Эсхил, фрагмент 212), предупредившей, что хотя Протей и будет превращаться в разных зверей (льва, пантеру, змею, быка, кабана, птицу и обезьяну), потом в воду, огонь и дерево, его нужно держать до тех пор, пока он не остановится на собстенном облике - сонливого старичка (Филострат, "Картины" II 17, 10). Эпизод "Одиссеи" (IV 351-424) уже в античности стал объектом аллегорических толкований: стоики (Схолии к "Одиссее" Гомера IV 384) видели в Протее аллегорию материи (аналогию можно увидеть в "Протее, или Материи" Фрэнсиса Бэкона), оформляемой Эйодтеей (буквально "богиня формы"). Мифологический словарь. |
|