Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Эрот
(Эрос /"любовь"/)
- в греческой мифологии бог любви. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Гесиод, "Теогония" 116-122). По мифографу 5 века до н.э. Акусилаю, Эрот, Эфир и Метида ("мысль") - дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот числится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон ("перворожденный"), Фанет ("явленный"), Фаэтон ("сияющий"); Эрот - смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара ("Орфические гимны" 58). По Ферекиду (6 век до н.э.), сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота. Эрот, таким образом, мыслится всевластной мировой силой. Традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса (Еврипид, "Ипполит" 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, фрагмент 8 D), сыном Афродиты и Ареса (Симонид Кеосский, фрагмент 24), так что он постепенно принимает черты "златокрылого" (Аристофан, "Птицы" 1738), "золотоволосого" (Анакреонт, фрагмент 5), "подобного ветру" (Сапфо, фрагмент 50) бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому, капризному Эроту эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью (Аполлоний Родосский, "Аргонавтика" III 111-159). Классика создает также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность (Платон, "Пир" 203 b-e), Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Эрота, которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня (Павсаний, "Описание Эллады" IX 27, 1); в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота, изображавшие его в виде прекрасного юноши (Павсаний, "Описание Эллады" IX 27, 1). Характерно, что для Павсания (2 век н.э.) не возникает сомнения, что Эрот - самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Эрота (например, сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др. Цицерон, "О природе богов" III 23, 59), Символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в "Метаморфозах". Эроту соответствуют римские Амур и Купидон. Мифологический словарь. |
|