Хаос
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Хаос
(греческое chaos, от корня cha-, отсюда chaino,chasco,"зеваю", "разеваю"; Хаос поэтому обозначает прежде всего "зев", "зевание", "зияние", "разверстое пространство", "пустое протяжение")

___ Согласно Гесиоду, хаос располагается среди первопотенций наряду с Геей, тартаром и Эросом ("Теогония" 116); им дается одновременно и физическое (хаос как бесконечное и пустое мировое простарнство; 700), и мифологическое понимание хаоса (н порождает из себя Эреб и Ночь, а они Эфир и Гелиру-день, "Теогония" 123-124). У схолиастов хаос мыслится то как вода (с фантастическое этимологией от cheo, "лью", "разливаю"), то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и Ферекид (7B1a) считали хаос началом всякого бытия. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида хаос является пространством между небом и землей (Фрагменты греческих трагиков, фрагмент 448 N.-SN), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает хаос воздухом, заполняющим место между небом и землей.
___ В космогонии Аристофана ("Птицы", 691-702) хаос фигурирует в качестве первопотенции наряду с Эребом, Ночью и тартаром. От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От хаоса Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал (так, Хаос у Аристофана выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь, на пародийном языке Аристофана - птиц). В "Облаках" Хаос вместе с Облаками и Языком является богом Сократа (Аристофан, "Облака" 424), и тот даже им клянется (Аристофан, "Облака" 627). Так, к концу классического периода в Греции существуют две концепции Хаоса, исходящие из гесиодовской концепции. Одна выдвигает на первый план понятие Хаоса как физического пространства, пустого или чем-нибудь наполненного, а другая понимает Хаос как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни.
___ Первая концепция углубляется Аристотелем и еще больше Платоном. Аристотель ("Физика" IV 208 b 31) понимает хаос Гесиода просто как физическое место, где находятся те или другие физические тела. Платон же, хотя сам и не использует этого понятия (в "Пире" 178 b он говорит о гесиодовском хаосе), по свидетельству гесиодовского схолиаста, под Хаосом понимал свою "всеприемлющую природу", то есть то, что обычно у Платона называется материей (Платон, "Тимей" 50 bc). Это - то невидимое и неосязаемое, лишенное всяких физических качеств начало, которое получается после исключения из физического тела всех его реальных свойств, то, что нельзя даже назвать каким-нибудь именем, ибо всякое имя предмета всегда приписывает ему то или иное свойство. Это - чистая материя, самый факт существования тела, не зависимый ни от каких его реальных свойств. Хаос - не какое-нибудь тело, но принцип непрерывного становления тела.
___ Стоики не вышли за пределы классического определения хаоса. Хаос объявлялся либо "влагой", либо просто "водой" (натуралистическое понимание хаоса). Зенон так понимал гесиодовский хаос: из оседания, по его мнению, получается ил, из отвердения его - земля (Stoicorum veterum fragmenta I 103-104). Другое понимание стоиками хаоса как пространства - вместилища вещей (так, у Секста Эмпирика "Против ученых" X 11-12: "...Хаос есть место, вмещающее в себя целое. Именно, если бы он нележал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие элементы, ни весь космос не могли бы возникнуть. Даже если мы по примышлению устраним все, то не устранится место, в котором все было. Но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину, не считая сопротивления"). У ряда авторов обе точки зрения совмещены, то есть хаос есть вода, первоэлемент, но вода путем сгущения или разрежения превращается в разные тела, так что сам по себе "Хаос есть разделение и расчленение на элементы (Зенон, "Stoicorum veterum fragmenta" II, фрагмент 564) и, по Корнуту, - "Хаос есть возникшая до разделения влага".
___ Понимание хаоса как бесконечной протяженности, причем не относительно пространства, как обычно, а времени, встречается у Марка Аврелия ("К самому себе" IV 3): "Обрати внимание на то, как быстро все предается забвению, на Хаос времени, беспредельного в ту и другую сторону...", хаос мыслится как некоего рода вечность.
___ Далее хаос понимается как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учениях, которые вообще понимали хаос как принцип становления. Досократики Эмпедокл или Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский ("Аргонавтика" 494-500) уже оперируют с беспорядочной первозданной смесью материальных стихий.
___ Но у Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей и сам хаос трактуется как "нерсчлененная и грубая глыба", хотя уже с животворными функциями (Овидий, "Метаморфозы" I 5-9).
___ Античная мысль вообще двигалась в направлении тех формул, которые можно было бы привлечь для характеристики хаоса как принципа становления. Стали замечать, что в хаосе содержится своего рода единство противоположностей: хаос все раскрывает и все развертывает, всему дает возможность выйти наружу; но в то же самое время он и все поглощает, все нивелирует, все прячет вовнутрь. Образ хаоса в виде двуликого Януса, выступающего как творческое начало, имеется у Овидия ("Фасты" I 89-144). Янус называет себя res prisca ("Фасты" I 103, "древняя вещь") и Хаосом. Когда все стихии распределились по своим местам и образовался стройный космос, то Янус, который раньше был globus et sine imagine moles (111, "глыба и безликая громада"), получил определенный facies (113, "лик") и достойный бога вид (112-114). Но и теперь, говорит он, имеется у него остаток прежнего состояния, а именно: способность видеть все вперед и назад. Кроме того, Янус своей собственной рукой все открывает и закрывает, являясь как бы мировой дверью. Он может разврнуть мир во всей его красоте и может предать его уничтожению.
___ Античная концепция хаоса выдвигала на первый план творческие и животворные моменты этого понятия. У орфиков хаос оказался в самом близком отношении к мировому яйцу, породившему из себя весь мир. Интересно рассуждение у Климента Римского ("Беседы" VI 3-4), излагающего эти древние учения: "Орфей уподобляет хаос яйцу. Ведь в яйце - слияние первых элементов. Гесиод предположительно называет Хаосом то, что Орфей называет порожденным яйцом, выброшенным из безграничности материи". Климент Римский пишет о первоначальном беспорядочном состоянии материи, которое постепенно превратилось в этот Хаос-яйцо, а отсюда появляются и все реальные формы мира. О гесиодовском Хаосе у Симпликия в Комментарии на "Физику" Аристотеля (IV 1) говорится: "Ясно, однако, что это - не пространство, но беспредельная и изобильная причина богов, которую Орфей назвал страшной бездной". Симпликий развивает мысль, что Эфир и Хаос являются теми тезисом и антитезисом, из слияния которых образуется все бытие: из Эфира - эманации богов, а из Бездны-Хаоса возникает вся беспредельность. В окончательной форме эта концепция сформулирована у Гермия Александрийского (Комментарий к "Федру" Платона 246e): монада - Эфир, диада - Хаос, триада - яйцо. Следовательно Хаос диадичен в орфико-пифагорейском смысле этого слова. Однако исходным пунктом является не диада, а монада, и уже в монаде заключено в свернутом виде все развртываемое в диаде. Поэтому и неоплатоники представляли Хаос как монаду. В Комментарии к "Государству" Платона (II 138, 19-24) Прокл говорит о noeton chaos, то есть об "умопостигаемом хаосе" как об исходном пункте всех эманаций и как о той конечной точке, к которой возвращаются все эманации (аналогия: нисхождение и восхождение душ из Хаоса и в Хаос - Прокл, "Комментарий к Государству Платона" II 141, 21-28).
___ Учение о совпадении начал и концов в хаосе для античного мышления - одна из типичнейших тем. Из этого видно, что хаос действительно есть принцип непрерывного, неразличимого и бесконечного становления, то есть то, что пифагорейцы и орфики называли диадой и без чего невозможно существование ни богов, ни мира, ни людей, ни божественно-мировой жизни вообще.
___ Хаос получил яркое развитие и в качестве мифологического персонажа, начиная еще с Гесиода. У орфиков Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса, но сам Хронос рисовался как крылатый дракон с головой быка и льва и с лицом бога, который к тому же именовался еще и Гераклом (Дамаский, "О первых принципах" 317,21 - 318,2). С другой стороны, Хаос и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей, сам же Хаос у орфиков трактовался как "страшная бездна" (chasma pelorion).
___ Отсюда уже очень близко до того нового значения слова "хаос", которое встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко связывает хаос с аидом, либо прямо отождествляет его с ним. Хаос есть та бездна, в которой разрушается все оформленное и превращается в некоторого рода сплошное и неразличимое становление, в ту "ужасную бездну", где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь. Римляне прибавили к этому еще и острый субъективизм переживания, какой-то ужасающий аффект и трагический пафос перед этой бесформенной и всепоглощающей бездной. Уже у Вергилия перед самоубийством Дидоны жрица взывает к богам, Эребу и Хаосу - характерная близость Хаоса подемному миру (Вергилий, "Энеида" IV 509-511, VI 264), У Овидия ("Метаморфозы" X 29-31) хаос прямо отождествляется с аидом. У Сенеки Хаос - общемировая бездна, в которой все разрушается и тонет. В некоторых текстах Сенеки хаос прямо понимается как аид.
___ Хаос представляется как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает; поэтому Хаос есть универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. Античный хаос есть предельное разрежение и распыление материи, и поэтому он - вечная смерть для всего живого. Но является также и предельным сгущением всякой материи. Он - континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще всяких различий. И потому он - принцип и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Античный хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он - мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это - бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно нераздельное целое, и в этом заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.

Мифологический словарь.
А.Ф.Лосев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz