Пан (Персонажи греческой мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Пан

- в греческой мифологии божество стад, лесов и полей. Пан наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его облике. Пан - сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа "дубовидного") и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса: Аполлодор, "Краткое изложение" VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Паном (то есть "понравившимся всем", греческое pan "все", "Гомеровские гимны" XIX). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, "делать плодородным", что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, Пан - миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью ("Гомеровские гимны" XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга (буквально "свирель") в страхе перед Паном превратилась в в тростник (Овидий, "Метаморфозы" I 689-712), из которого Пан сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса - судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (Овидий, "Метаморфозы" XI 153-179). Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно во время летнего полдня, кагда замирают леса и поля. Пан - помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Псевдо-Эратосфен, "Превращение в звезды" 27). Сохранилась легенда о явлении Пана грекам перед марафонской битвой (Геродот, "История" V 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. Пан входит в число Олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Эсхил, "Агамемнон" 56). В античной философии Пан представлялся как божество, все объединяющее ("Орфические гимны" XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого Пана, он показан как символ уходящего античного мира (Плутарх, "О падении оракулов" 27). Раннее христианство причисляло Пана к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).

Мифологический словарь.
А.Ф.Лосев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz