Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Одиссей
(латинское Улисс)
- в греческой мифологии царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи (Гомер, "Илиада" IX 308). Генеалогия Одиссея тесно связана с общим характером героя - умного и хитрого. По некоторым варантам мифа, Одиссей - сын Сисифа (Софокл, "Филоктет" 417, 1311; Еврипид, "Ифигения в Авлиде" 524), который соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом (Схолии к "Аяксу" Софокла 190). Более того, отец Антиклеи Автолик - "великий клятвопреступник и вор" (Гомер, "Одиссея" XIX 396) был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях (Гомер, "Одиссея" XIX 396-398), отсюда наследственные, идущие от Гермеса ум, практицизм, ловкость Одиссея. ___ Биография Одиссея первоначально не была связана с событиями Троянской войны, с ее развитой героико-мифологической основой и явилась достоянием авантюрно-сказочных сюжетов в духе распространенных фольклорных мотивов: дальнее морское путешествие, ежеминутно грозящее гибелью; пребывание героя в "ином" мире; возвращение мужа в тот момент, когда жене грозит заключение нового брака. Однако ионийская ступень гомеровского эпоса о Троянской войне преобразила эти мотивы, внеся в них ряд важных идей: возвращение на родину, самоотверженная любовь к родному очагу, страдание героя, испытавшего гнев богов; отсюда имя Одиссей (греческое odyssomai, "гневаюсь", "испытываю гнев") - человек "божеского гнева" (Гомер, "Одиссея" XIX 407, "ненавистный богам"). ___ Включение Одиссея в число вождей Троянской войны приводит к фрормированию представлений о воинских подвигах Одиссея, о решающей его роли во взятии Трои (мотив придуманного Одиссеем деревянного коня) и к героизированию фольклорного хитреца как "разрушителя городов" (Гомер, "Одиссея" I 2; XXII 230; Гомер, "Илиада" II 278; X 363). Одиссей - самая яркая фигура именно ионийской ступени эпоса. Он - носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми. Здесь по сравнению с героями более ранних мифологических напластований, такими, как Диомед, Аякс Теламонид или даже Ахилл, явная новизна Одиссея, побеждающего не только оружием, но словом и умом. Он отправляется вместе с Диомедом к лагерю троянцев (X книга "Илиады" - так называемая Долония). Однако, приводя к покорности воинов, соблазненных Терситом (Гомер, "Илиада" II 244-336), Одиссеей не только бьет и выставляет на посмешище Терсита, но и произносит вдохновенную речь, возбуждая боевой пыл войск. Еще более Одиссей соответствует героике "Илиады", когда он отправляется одним из послов к Ахиллу или когда выступает в совете, и слова устремляются из его уст, как снежная вьюга, так, что с ним не может состязаться ни один из смертных (Гомер, "Илиада" III 221-224). Одиссей - "славен копьем" (Гомер, "Илиада" XI 396), "велик душой" (Гомер, "Одиссея" XV 2) и "сердцем" (Гомер, "Одиссея" IV 143). В стрельбе из лука его превосходил только Филоктет (Гомер, "Одиссея" VIII 179-181). Подчеркивается его "безупречность" (Гомер, "Одиссея" II 225). Однако он сам признается царю Алкиною, что что славен хитрыми измышлениями среди людей (Гомер, "Одиссея" IX 19). Афина подтверждает, что в хитростях, измышлениях и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу (Гомер, "Одиссея" XIII 291-295). В ионийском цикле на первый план выдвигается умный герой; эпитет Одиссея "многоумный" включает всю гамму переходов от элементарной хитрости к выработке сложнейших интеллектуальных построений. Одиссей обретает подлинное место в "Одиссее" - поэме о возвращении, где совмещаются в качественно новое единство авантюрно-сказочные мотивы и обогащенный героическим содержанием образ Одиссея. ___ Одиссей проявляет себя еще до того, как началась Троянская война. Находясь среди многочисленных женихов царицы Елены, Одиссей предпочитает ей двоюродную сестру Пенелопу - племянницу Тиндарея и берет ее в жены. Тем не менее после похищения Елены Парисом Одиссей должен принять участие в походе под Трою. Не желая оставлять любимую супругу и только что родившегося сына Телемаха, Одиссей притворяется безумным, но его изобличает в притворстве Паламед (за это впоследствии погубленный Одиссеем), испытав Одиссея на его любви к сыну (Аполлодор, "Краткое изложение" III 7; Филострат, "О героях" XI 2). Под Трою Одиссей отправляется с 12 кораблями (Гомер, "Илиада" II 631-637). В свою очередь он помогает грекам установить местонахождение Ахилла, спрятанного Фетидой на острове Скирос и обнаружить его среди служанок Деидамии, дочери царя Ликомеда (Аполлодор, "Библиотека" III 13, 8). Затем Одиссею поручается доставить в Авлиду обреченную на заклание Артемиде Ифигению (Еврипид, "Ифигения в Тавриде" 24). По его же совету греки оставляют на острове Лемнос раненого Филоктета (которого впоследствии на десятом году войны он привозит вместе с луком под Трою). ___ До начала военных действий Одиссей вместе с Менелаем направляется в Трою, безуспешно пытаясь уладить дело миром (Гомер, "Илиада" III 205-224), Во время осады города Одиссей коварным способом мстит Паламеду, считая его своим врагом. В последний год войны Одиссей вместе с Диомедом берут в плен троянского разведчика Долона и совершают ночную вылазку против только что прибывшего на помощь троянцам фракийского царя Реса (Гомер, "Илиада" X 339-514). После смерти Ахилла ему присуждают доспехи погибшего героя, на которые претендует также Аякс Теламонид (Гомер, "Одиссея" XI 543-564). Захватив троянского прорицателя Гелена, Одиссей узнает от него, что одним из условий победы является обладание статуей Афины Паллады (палладием), находящейся в ее храме в Трое. Под видом нищего Одиссей проникает в осажденный город и похищает палладий (Аполлодор, "Краткое изложение" V 13). Одиссею поручается доставить с острова Скирос Неоптолема; ему же принадлежит, по одной из версий, мысль о постройке деревянного коня. ___ Авантюрно-сказочные сюжеты биографии Одиссея пронизаны драматическим мотивом страдания Одиссея. Он "многострадальный", и это знают боги. При постоянном своем благочестии Одиссей попадает в такие ситуации, когда это благочестие нарушается либо им самим, либо его спутниками, и это приводит к новым страданиям и смертям. ___ Жестокость и суровость Одиссея - достояние архаической героики, поэтому они отступают на задний план, давая место новому интеллектуальному героизму, которому постоянно покровительствует Афина как своему любимому детищу и который направлен на познание мира и его чудес. Характерно противопоставляются в "Одиссее" - древний страшный мир, где царят людоеды, колдуны, магия, дикий Посейдон с таким же диким сыном Полифемом, и умная, острая, богатая замыслами Афина, ведущая героя на родину вопреки всем препятствиям. Ведомый Афиной, Одиссей спасается из мира увлекающих его опасных чудес, находящихся или на грани иной жизни, как остров Калипсо ("та, что скрывает"), или рассматриваемых как мир потустороннего блаженного бытия (феаки) или злой магии (Кирка). Одиссею помогают не только олимпийцы, как Гермес с его волшебной травой, но он заставляет себе служить, обращая во благо, злое чародейство Кирки, отправляясь бесстрашно в аид с полным сознанием своей будущей судьбы. Недаром боги опасаются, что, если они не вернут домой Одиссея, он "вопреки судьбе" вернется сам. Так авантюрно-сказочный сюжет, попав в сферу героического повествования, приобретает серьезные облагороженные черты. И это объединение способствует формированию сложного, выходящего за чисто эпические рамки образа героя нового склада с присущими утонченной и развитой гомеровской мифологии драматизмом, юмором, лирическими мотивами. Мифологический словарь. ___ Десятилетнее возвращение Одиссея и его спутников на родину начинается после падения Трои. Странствиям Одиссея посвящены книги 5 - 12 гомеровской "Одиссеи". Буря забросила корабли Одиссея на землю киконов (на фракийском побережье), где Одиссей вступает с ними в сражение и разоряет город Исмар, но затем отступает под натиском противника, теряя свыше 70 человек (Гомер, "Одиссея" IX 39-61). Через девять дней после этого Одиссей попадает к лотофагам (Гомер, "Одиссея" IX 82-104), затем в страну киклопов, где вместе с 12 спутниками оказывается пленником одноглазого людоеда-великана Полифема. Потеряв здесь шестерых из своих товарищей, Одиссей спаивает Полифема фракийским вином и, когда тот уснул, выкалывает ему единственный глаз заостренным колом. Сам Одиссей и его товарищи выбираются из пещеры, вцепившись руками в густую шерсть на брюхе баранов, которых Полифем выпускает утром на пастбище. Уже находясь на своем корабле, Одиссей называет себя ослепленному великану, и Полифем призывает на него проклятия своего отца бога Посейдона, чей гнев в дальнейшем преследует Одиссея до самого возвращения на родину (Гомер, "Одиссея" IX 105-542). На острове бога ветров Эола Одиссей получает в подарок от хозяина мех, в котором завязаны противные ветры, чтобы облегчить Одиссею и его спутникам возвращение на родину. Попутные ветры быстро приближают флот Одиссея к Итаке, но тут его спутники из любопытства развязывают мех; вырвавшиеся на свободу ветры прибивают флот снова к острову Эола, который отказывает Одиссею в дальнейшей помощи (Гомер, "Одиссея" X 1-75). После нападения на флот Одиссея великанов-людоедов лестригонов из 12 кораблей спасается только один корабль Одиссея (Гомер, "Одиссея" X 80-132), пристающий со временем к острову Эя, где царит волшебница Кирка (Гомер, "Одиссея" X 133-574). Ей удается превратить в свиней половину спуников Одиссея, отправленных им на разведку; та же участь постигла бы и самого Одиссея, если бы Гермес не вооружил его чудодейственным корнем по названию "моли", отвращающим действие всякого волшебства. Одиссей вынуждает Кирку вернуть человеческий облик его пострадавшим товарищам, и они проводят год на ее острове. По совету Кирки Одиссей посещает подземное царство, где от тени умершего прорицателя Тиресия узнает об опасностях ожидающих его на пути на родину и в собственном доме на Итаке. Покинув остров корабль Одиссея проплывает мимо побережья, где сладкоголосые сирены завлекают своим пением мореплавателей на острые прибрежные скалы. Одиссею удается избежать опасности, заткнув своим спуникам уши воском; сам он слышит пение сирен, крепко привязанный к мачте (Гомер, "Одиссея" XII 166-200). Корабль Одиссея проходит невредимым между плавающими в море и сталкивающимися скалами и через узкий пролив между Сциллой и Харибдой (Гомер, "Одиссея" XII 201-259); шестиголовое чудовище Сцилла успевает схватить с корабля и сожрать шестерых его спутников. Новое испытание ожидает Одиссея на острове Тринакия, где пасутся священные коровы бога Гелиоса (Гомер, "Одиссея" XII 260-398). Предупрежденный Тиресием, Одиссей всячески предостерегает товарищей от покушения на священных животных, но те, мучимые голодом, воспользовавшись сном Одиссея, убивают несколько коров и поедают их мясо, несмотря на мрачные предзнаменования, сопровождающие трапезу. В наказание за богохульство Зевс бросат молнию в вышедший в открытое море корабль Одиссея, отчего гибнут его спутники, а сам он спасается на обвалившейся мачте, и после нескольких дней скитания по морю его прибивает к острову Огигия. Живущая здесь нимфа Калипсо удерживает у себя Одиссея в течение семи лет, пока боги по настоянию Афины, покровительствующей Одиссею, не приказывают ей отпустить пленника на родину (Гомер, "Одиссея" VI 269). На искусно сколоченном им самим плоту Одиссей пускается в плавание и через 17 дней уже видит перед собой сушу, как вдруг Посейдон замечает ненавистного ему героя и обрушивает бурю на его плот, так что Одиссею приходится прибегнуть к последнему средству и воспользоваться волшебным покрвывалом, которым его успела снабдить Левкофея. Вплавь Одиссей достигает берега острова Схерия, где живет безмятежный народ феаков. С помощью царевны Навсикаи Одиссей находит путь к дворцу феакийского царя Алкиноя, где становится участником пира, на котором сказитель Демодок исполняет песнь о взятии Трои. Под наплывом воспоминаний Одиссей не может скрыть слез, называет себя и рассказывает обо всем, что ему пришлось пережить за минувшие годы. Феаки собирают для Одиссея богатые дары и на быстроходном корабле доставляют его на родину. Мифологический словарь. |
|