Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Ниоба
(Ниобея)
- в греческой мифологии дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Ниобы было шесть сыновей и шесть дочерей; по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Ниобе приписывали семь сыновей и семь дочерей, Авл Геллий, "Аттические ночи" XX 7). Ниоба возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей: Аполлона и Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Ниобу своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Ниобы (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида - девушек. Потрясенный гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Ниоба окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над старшей дочерью Ниобы, а также вариант: в живых остался младший сын Амикл (Аполлодор, "Библиотека" III 5, 6; Павсаний, "Описание Эллады" II 21, 9; V 16, 4). ___ Согласно одной из версий мифа, Ниоба после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обреченного богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на ее долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил ее в камень (Аполлодор, "Библиотека" III 5, 6). По другой версии, Ниоба оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унес ее окаменевшую фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Ниобы продолжали вечно литься слезы (Овидий, "Метаморфозы" VI 302-312). ___ Лидийская родословная Ниобы и негреческий характер ее имени указывают на малоазийское происхождение образа Ниобы. Поскольку не вызывает сомнения и принадлежность Лето к малоазийской (ликийской) религии, то в основе сказания о Ниобе лежит, вероятно, культовое соперничество двух женских божеств. Превращение же Ниобы в камень на вершине скалы отражает распространенный в фольклоре многих народов мотив отождествления скалы, напоминающей по форме человеческую фигуру, с окаменевшей женщиной (Павсаний, "Описание Эллады" I 21, 3). Мифологический словарь. |
|